В развитии мозга человека существуют особые критические периоды, когда внутри нервной системы происходят знаковые события. И от того, насколько правильно произойдут эти события, будет зависеть ВСЯ последующая жизнь человека.
Для простоты условимся о том, что у мозга существует верхний уровень - блок мышления, это блок высших интеллектуально-психических функций представленный корой больших полушарий. И нижний уровень, больше соответствующий эмоциональным, необдуманным реакциям. Нижний уровень вызревает быстрее. Причём, развитие это идёт сначала снизу-вверх, а затем, на уровне коры, от правого полушария к левому, от затылочных областей к лобным долям.
В левом полушарии у большинства детей находятся центры речи. Поэтому дети долго не могут озвучить то, что их беспокоит. Они даже могут называть какие-то слова, но построение полноценных конструкций, адекватно описывающих то, что их тревожит, возникает лишь к возрасту 10-11 лет (у девочек) и 13-14 (у мальчиков).
Как правило, все отделы мозга, отвечающие за основные жизненно-важные функции (дыхание, сердцебиение, ряд рефлексов и др.) вызревают ещё в утробе мамы. В мир ребёнок рождается с базовым набором функций – питаться, спать, плакать, совершать простые движения. В первые годы жизни его мозг дозревает, встраивает в свой функционал новые программы – речь, сложные движения, узнавание эмоциональных реакций и т.д. И для этого в мозге формируются новые связи - контакты между нервными клеточками. Возникающие конфигурации контактов дают возможность разучивать новые навыки.
К примеру, максимальная плотность контактов в зрительной коре наблюдается в возрасте около 15 месяцев. Затем плотность контактов снижается, и уровня взрослого человека достигает в подростковом периоде.
Теперь давайте чуть подробнее остановимся на самых основных периодах.
Дело в том, что разные органы чувств вызревают в разное время. Нет смысла в 6 лет пытаться из ребёнка сделать космонавта, поскольку нервные структуры вестибулярной системы ещё не созрели. Они будут зреть ещё лет 5, а то и больше, поэтому такие попытки приведут к дополнительному стрессу у ребёнка.
В 2,5 - 4 года мы сталкиваемся с критическим периодом для становления речи. И тут важно понять – то, что мама с ребёнком наработает, с тем он по жизни и пойдёт. Весь наш последующий опыт строится на том, что мы выучили до 5-6 лет. Потому всё наше обучение строится на ассоциациях, завязанных на базовые понятия. К примеру, арифметику мы изучаем на яблоках и грушах. А само понятие «яблоко» было вложено в мозг ребёнка его родителями. И тут ведь важно, как это делалось. Насколько деликатно или, напротив, агрессивно родители обучали ребёнка, закладывали первые ассоциативные связи.
К 6 -7 годам у ребёнка усваиваются все цвета спектра и их оттенки. Но полное цветоразличение может продолжать формироваться ещё несколько лет. Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растет первые 5 лет жизни, менее интенсивно – до 9 – 12-ти лет. В возрасте 6 – 8 лет у ребёнка зрачки несколько расширены из-за преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки. Это может повышать риск солнечных ожогов сетчатки. Лишь ближе к 9-10 годам зрачок сужается, а к 12 – 13-ти годам способность зрачка сужаться и расширяться в ответ на свет становится такой же, как у взрослых.
У детей 6 – 9 лет порог слышимости отличается от такового у взрослых, в частности он составляет 17 – 24 дБ, у детей 10 – 12 лет порог слышимости 14 – 19 дБ. Наибольшая острота слуха обычно наблюдается в период 14 - 19 лет. Именно в этом возрасте чаще всего и наблюдаются особенно заметные прорывы в изучении музыкальных дисциплин (при условии, что ребёнок занимается регулярно).
К 10 - 11 годам заканчивают своё формирование нервные структуры, ответственные за работу вестибулярного аппарата.
К возрасту 11 - 12 лет у большинства детей прекращается активное образование новых связей. В этот же период наблюдается процесс разборки синапсов (прунинг). Удаляя слабые контакты, прунинг, позволяет стабилизировать уже имеющиеся нейросети. На самом деле, в этом месте можно написать, что происходит термоядерный взрыв в мозге подростка.
Например, мальчики с СДВГ, обычно, поддаются коррекции до возраста 12 - 13 лет, потому что закрывается физиологическое окно возможностей. Всё, связи больше так активно не создаются. А ещё прунинг своё дело делает – всё лишнее срезает. В этот же период, начинается продукция половых гормонов и запуск генетических программ, толкающих к рисковым формам поведения. Префронтальная кора (лобные доли) ещё не созрели, поэтому подростки руководствуются эмоциональными реакциями.
Рисковость приветствуется в компаниях, она ассоциируется со смелостью и свободой от родительского гнёта, конечно же. Именно так подростки воспринимают своих мам и пап. До 6 лет родители для ребёнка боги. С точки зрения биологии – это оправданно. Родители выжили. Им нужно доверять. А вот в 12-13 биология диктует другие правила.
Существует теория, что в нас заложены программы, направленные на увеличение территории обитания (распространения вида). Это первый момент. А второй момент – дети – это свежий генетический материал, родители – отработанный. Поведенческие стратегии родителей были актуальны тогда (в детстве), а сейчас среда могла измениться, нужны новые. Природа нас готовила к миру с постоянно меняющимися условиями. Поэтому в нас есть программы готовности идти на конфликт с родителями. Технический мир человека меняется, а генетический за ним не поспевает. Возможно, поэтому на попытку отсоединиться от «отчего дома» можно посмотреть несколько под иным ракурсом и дать возможность мозгу вступить в последний, но самый важный критический период – окончательное взросление.
Задавайте вопросы в комментариях.
Будьте терпимы друг к другу, любите своих детей!
Автор статьи:
Илья Андреевич Мартынов, психофизиолог, нейробиолог, научный руководитель Центра Развития Мозга
https://spb.neurotrainings.ru/
Задать вопрос Илье Андреевичу Мартынову
Список использованной литературы:
Есаков. С.А. Курс лекций по возрастной анатомии и Физиологии. – Ижевск, 2010. – 196 с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - Москва: Академия, 2002. - 232 с.
Ноздрачев А. Д. Маслюков П.М. Нормальная физиология: учебник. – Москва : ГЭОТАР- Медиа, 2019. – 1088 с.
Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. - Великий Новгород, 2006. – 68 с.