Атмосферу этого места передать довольно сложно. Представьте: кругом унылая промзона, с заводами, знаменитой тюрьмой, психбольницей, и где-то посередине этой тоски и тлена находится настоящая жемчужина - красивая, восстановленная почти из небытия католическая церковь. Кажется, более странное место для строительства храма сложно придумать. Да и откуда здесь прихожане, если поблизости и домов то нет? Когда-то, эта территория Петербурга выглядела совсем иначе, а церковь окружало довольно большое католическое кладбище, полностью уничтоженное в годы советской власти. Как сегодня выглядит это удивительное место и что интересного можно увидеть в самом костеле, сейчас расскажу.
Но прежде всего хочу сказать несколько слов о местности, где во второй половине XIX века был построен по проекту архитектора Николая Бенуа католический храм. Сегодня он находится на современной Минеральной улице, а когда-то эта территория называлась Куликовым полем. Правда, с историческим Куликовым полем (сейчас Тульская область), где в свое время Дмитрий Донской разбил полчища татар, петербургское связывает исключительно название. Никаких ратных подвигов здесь не было, а свое имя эта местность получила благодаря куликам, которым очень нравилось гнездиться в этих краях. Более того, на протяжении многих десятков лет именно сюда свозили отходы со всего города.
«В настоящее время благодаря росту Петербурга Куликово поле очутилось в черте города, и хотя свалка всевозможных нечистот официально переведена за католический костел, однако, на самом деле, она производится и на прежнем месте, – приводит в своей книге цитату из «Петербургского листка» за июнь 1886 года краевед Сергей Глезеров.
Потом в течение нескольких лет свалку медленно ликвидировали. Отдельные участки, где нечистоты перегнили и превратились практически в чернозем отдавали в аренду огородникам. Однако довольно приличный по размеру участок все еще использовался для свалки отходов до тех пор, пока, как часто бывает в нашей стране, не грянул гром. Дети, отправившись на расположенное рядом католическое кладбище, провалились в озеро жидких нечистот. К счастью, завязших в трясине ребят, смогли вытащить подоспевшие сторожа.
После этого на место прибыла санитарная комиссия (дело было летом 1894 года) и потребовала немедленно прекратить свалку и засыпать ее торфом, что и было в результате сделано. Уже в начале XX века тут собирались разбить городской парк, идея очень понравилась императору Николаю I, однако до реализации дело так не дошло.
Несмотря на то, что католический приход в Петербурге был зарегистрирован еще в 1724 году, до середины XIX века, собственного кладбища у него было. Он пользовался протестантскими, где, понятное дело, не было католических храмов. Первая попытка добиться от властей разрешения на создание кладбища в 30-х годах позапрошлого века успехом не увенчалась. Вторую предпринял через 18 лет подполковник в отставке Леонтий Баранович. Его переписка с власть имущими продолжалась в течение восьми лет и наконец, в 1856 году дала результат: император Александр II разрешил выделить под кладбище участок на Куликовом поле Выборгской стороны.
Конечно, католикам нужно было не только место для захоронения своих единоверцев, но и часовня, проект которой Николая Бенуа подготовил еще в 1853 году. В общем, разрешение получили, часовню построили и освятили, а спустя почти 20 лет разбогатевший приход решил ее переделать в костел и в качестве архитектора вновь пригласил все того же Николая Бенуа. В 1879 году храм освятили во имя Посещения Пресвятой Девы Марии Елизаветы.
В склепах костела были погребены местные католические архиереи, в крипте находились фамильные усыпальницы графов Потоцких и семьи Бенуа. В 1898 году здесь бы погребен сам строитель и архитектор храма. К началу XX века кладбище было самым большим из всех католических кладбищ в России. Здесь покоились порядка 40 тысяч человек, среди которых были известные жители города: врачи, художники, музыканты, военнослужащие и пр.
После Октябрьской революции костел какое-то время продолжал действовать, даже несмотря на пожар, случившийся в начале 20-х годов прошлого века. Однако в 1938 году костел закрыли окончательно, устроив в нем склад овощей. А в следующем году райсовет постановил полностью ликвидировать кладбище. Однако особо ценные захоронения решили перенести в Некрополь мастеров искусств, расположенный на территории Александро-Невской лавры. В частности, на новое место «отправились» секундант Александра Пушкина Константин Данзас, певица Анджолина Бозио, а также знаменитые художники Луиджи Премацци и Федор Бруни. Еще одно надгробие - психиатру Ивану Мержеевскому - перенесли на Литераторские мостки.
Остальные захоронения не просто уничтожали, а делали это с максимальной выгодой: решетки шли на металлолом, надгробия перемалывали в щебенку, которую потом продавали дорожникам. Чего добру пропадать? На месте кладбища ленинградские власти собирались разбить парк, однако реализовать эту идею помешала Великая Отечественная война, после окончания которой некрополь окончательно стерли с лица земли. Примечательно, что в католическом костеле собирались устроить мусульманскую мечеть и заодно заводской клуб, однако в итоге здание храма перестроили под производственные цеха Калининского промышленного комбината.
Потом костел несколько раз передавали от одного учреждения другому, пока в конечном итоге не вернули католическому приходу в виде унылых развалин. Реставрировать же храм, являющийся объектом культурного наследия, начали в 2016 году.
Давайте заглянем внутрь костела. Первое, что видит человек открывший двери храма, - это крайне странный цвет стен тамбура, на которых развешены портреты и небольшой информационный стенд, сообщающий, что фотографировать в здании можно (если речь идет о любительской фотосъемке). Как оказалось, летом 2019 года какая-то странная женщина подожгла дверь в костел, в результате чего входная группа сильно обгорела.
По красивой деревянной винтовой лестнице можно подняться на хоры, где пока еще нет органа, а его функцию выполняет синтезатор. Отсюда открывается лучший вид на пространство церкви. А если спуститься все по той же лестнице в крипт, то можно посмотреть на фотографии и почитать про людей, которые были так или иначе связаны с католицизмом в Петербурге. Здесь же расположены помещения, где после богослужений собираются прихожане, чтобы пообщаться за чашечкой чая. Есть и свой мини тренажерный зал, которым, как говорят, в свободное от служб время, пользуется настоятель костела Святой Марии.
По храму мы гуляли совершенно свободно, стараясь не мешать девушкам приводить в порядок пол после мессы и не беспокоить тех, кто общается на религиозные темы в крипте храма. Возле входа нас ждал рыжий приходской пес по кличке Балу, который с удовольствием тыкал влажным носом в колени прохожих и жалобно заглядывал в глаза, делая вид, что сейчас упадет в голодный обморок. От посещения этого места, несмотря на совершенно гнетущую атмосферу вокруг, остались исключительно положительные эмоции.
Еще несколько фотографий костела в галерее:
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации)
Читайте также:
- Церковь Кармельской Божьей Матери в Гатчине: разрушенная неоготика
- Церковь превращается... в Гаванский универмаг: история одного здания на Васильевском