Найти в Дзене
Подписаться

Доступная красота: как выглядит католический костел в унылой промзоне бывшего Куликова поля

Атмосферу этого места передать довольно сложно. Представьте: кругом унылая промзона, с заводами, знаменитой тюрьмой, психбольницей, и где-то посередине этой тоски и тлена находится настоящая жемчужина - красивая, восстановленная почти из небытия католическая церковь. Кажется, более странное место для строительства храма сложно придумать. Да и откуда здесь прихожане, если поблизости и домов то нет? Когда-то, эта территория Петербурга выглядела совсем иначе, а церковь окружало довольно большое католическое кладбище, полностью уничтоженное в годы советской власти. Как сегодня выглядит это удивительное место и что интересного можно увидеть в самом костеле, сейчас расскажу.

Территория бывшего кладбища, застроенная промышленными объектами
Территория бывшего кладбища, застроенная промышленными объектами

Но прежде всего хочу сказать несколько слов о местности, где во второй половине XIX века был построен по проекту архитектора Николая Бенуа католический храм. Сегодня он находится на современной Минеральной улице, а когда-то эта территория называлась Куликовым полем. Правда, с историческим Куликовым полем (сейчас Тульская область), где в свое время Дмитрий Донской разбил полчища татар, петербургское связывает исключительно название. Никаких ратных подвигов здесь не было, а свое имя эта местность получила благодаря куликам, которым очень нравилось гнездиться в этих краях. Более того, на протяжении многих десятков лет именно сюда свозили отходы со всего города.

Куликово поле на карте 1901 года. Из книги Сергея Глезерова "Исторические районы Петербурга"
Куликово поле на карте 1901 года. Из книги Сергея Глезерова "Исторические районы Петербурга"

«В настоящее время благодаря росту Петербурга Куликово поле очутилось в черте города, и хотя свалка всевозможных нечистот официально переведена за католический костел, однако, на самом деле, она производится и на прежнем месте, – приводит в своей книге цитату из «Петербургского листка» за июнь 1886 года краевед Сергей Глезеров.

Территория у костела
Территория у костела

Потом в течение нескольких лет свалку медленно ликвидировали. Отдельные участки, где нечистоты перегнили и превратились практически в чернозем отдавали в аренду огородникам. Однако довольно приличный по размеру участок все еще использовался для свалки отходов до тех пор, пока, как часто бывает в нашей стране, не грянул гром. Дети, отправившись на расположенное рядом католическое кладбище, провалились в озеро жидких нечистот. К счастью, завязших в трясине ребят, смогли вытащить подоспевшие сторожа.

Современное состояние костела
Современное состояние костела

После этого на место прибыла санитарная комиссия (дело было летом 1894 года) и потребовала немедленно прекратить свалку и засыпать ее торфом, что и было в результате сделано. Уже в начале XX века тут собирались разбить городской парк, идея очень понравилась императору Николаю I, однако до реализации дело так не дошло.

-6

Несмотря на то, что католический приход в Петербурге был зарегистрирован еще в 1724 году, до середины XIX века, собственного кладбища у него было. Он пользовался протестантскими, где, понятное дело, не было католических храмов. Первая попытка добиться от властей разрешения на создание кладбища в 30-х годах позапрошлого века успехом не увенчалась. Вторую предпринял через 18 лет подполковник в отставке Леонтий Баранович. Его переписка с власть имущими продолжалась в течение восьми лет и наконец, в 1856 году дала результат: император Александр II разрешил выделить под кладбище участок на Куликовом поле Выборгской стороны.

-7

Конечно, католикам нужно было не только место для захоронения своих единоверцев, но и часовня, проект которой Николая Бенуа подготовил еще в 1853 году. В общем, разрешение получили, часовню построили и освятили, а спустя почти 20 лет разбогатевший приход решил ее переделать в костел и в качестве архитектора вновь пригласил все того же Николая Бенуа. В 1879 году храм освятили во имя Посещения Пресвятой Девы Марии Елизаветы.

-8

В склепах костела были погребены местные католические архиереи, в крипте находились фамильные усыпальницы графов Потоцких и семьи Бенуа. В 1898 году здесь бы погребен сам строитель и архитектор храма. К началу XX века кладбище было самым большим из всех католических кладбищ в России. Здесь покоились порядка 40 тысяч человек, среди которых были известные жители города: врачи, художники, музыканты, военнослужащие и пр.

Фото: Вид части кладбища ЦГАКФФД СПб Вр 44474. 1940 год
Фото: Вид части кладбища ЦГАКФФД СПб Вр 44474. 1940 год

После Октябрьской революции костел какое-то время продолжал действовать, даже несмотря на пожар, случившийся в начале 20-х годов прошлого века. Однако в 1938 году костел закрыли окончательно, устроив в нем склад овощей. А в следующем году райсовет постановил полностью ликвидировать кладбище. Однако особо ценные захоронения решили перенести в Некрополь мастеров искусств, расположенный на территории Александро-Невской лавры. В частности, на новое место «отправились» секундант Александра Пушкина Константин Данзас, певица Анджолина Бозио, а также знаменитые художники Луиджи Премацци и Федор Бруни. Еще одно надгробие - психиатру Ивану Мержеевскому - перенесли на Литераторские мостки.

Фото начала XX века. КГИОП
Фото начала XX века. КГИОП

Остальные захоронения не просто уничтожали, а делали это с максимальной выгодой: решетки шли на металлолом, надгробия перемалывали в щебенку, которую потом продавали дорожникам. Чего добру пропадать? На месте кладбища ленинградские власти собирались разбить парк, однако реализовать эту идею помешала Великая Отечественная война, после окончания которой некрополь окончательно стерли с лица земли. Примечательно, что в католическом костеле собирались устроить мусульманскую мечеть и заодно заводской клуб, однако в итоге здание храма перестроили под производственные цеха Калининского промышленного комбината.

-11

Потом костел несколько раз передавали от одного учреждения другому, пока в конечном итоге не вернули католическому приходу в виде унылых развалин. Реставрировать же храм, являющийся объектом культурного наследия, начали в 2016 году.

-12

Давайте заглянем внутрь костела. Первое, что видит человек открывший двери храма, - это крайне странный цвет стен тамбура, на которых развешены портреты и небольшой информационный стенд, сообщающий, что фотографировать в здании можно (если речь идет о любительской фотосъемке). Как оказалось, летом 2019 года какая-то странная женщина подожгла дверь в костел, в результате чего входная группа сильно обгорела.

По красивой деревянной винтовой лестнице можно подняться на хоры, где пока еще нет органа, а его функцию выполняет синтезатор. Отсюда открывается лучший вид на пространство церкви. А если спуститься все по той же лестнице в крипт, то можно посмотреть на фотографии и почитать про людей, которые были так или иначе связаны с католицизмом в Петербурге. Здесь же расположены помещения, где после богослужений собираются прихожане, чтобы пообщаться за чашечкой чая. Есть и свой мини тренажерный зал, которым, как говорят, в свободное от служб время, пользуется настоятель костела Святой Марии.

По храму мы гуляли совершенно свободно, стараясь не мешать девушкам приводить в порядок пол после мессы и не беспокоить тех, кто общается на религиозные темы в крипте храма. Возле входа нас ждал рыжий приходской пес по кличке Балу, который с удовольствием тыкал влажным носом в колени прохожих и жалобно заглядывал в глаза, делая вид, что сейчас упадет в голодный обморок. От посещения этого места, несмотря на совершенно гнетущую атмосферу вокруг, остались исключительно положительные эмоции.

Пес Балу
Пес Балу

Еще несколько фотографий костела в галерее:

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации)

Читайте также:

- Церковь Кармельской Божьей Матери в Гатчине: разрушенная неоготика

- Церковь превращается... в Гаванский универмаг: история одного здания на Васильевском

- Село Петренково: развалины храма под охраной государства