О том, что Мессия придет из Вифлеема, говорится не только в Еврейских Писаниях, но и в языческих оракулах - о чем мы уже писали. В статье Дельфийский оракул и христиане я поднял эту тему - которую некогда поднимал и апостол Павел, придя в Афины - тему подготовки язычников к принятию Евангелия Иисуса Христа:
"И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего‐то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам." Деяния 17:22-23
Из изучения истории и культуры различных народов смело можно сказать, что Бог везде успел, везде потрудился - и дал людям пророческие ожидания Мессии.
Когда иудеи возгордились и стали презирать другие народы, язычников, то Бог сказал им через пророка Амоса: "Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?" Амос 9:7 И потом Бог многократно повторял - что Он готовит и язычников к приходу Сына Своего.
Ранние христиане, найдя доказательства прихода и миссии Иисуса Христа во многих отрывках Ветхого Завета, начали искать и в других писаниях — иудейских и языческих — пророчества, предсказывающие пришествие Христа. По мере того как христианство распространялось по Римской империи, все больше таких материалов становилось известными и доступными.
По большей части это была еврейская литература, подпадающая под общий термин «псевдоэпиграфия» — довольно неудачный ярлык, который, тем не менее, был принят почти повсеместно.
Что касается псевдоэпиграфических произведений, в которых содержатся очевидные пророчества о Христе, включая пророчества о Его рождении, то, пожалуй, наиболее примечательны так называемые Сивильские оракулы. Сивиллы были древними пророчицами, описанными в греко-римской литературе; уже в античный период (V-IV вв. до н.э.) они были окутаны легендами.
Тем не менее, эти оракулы широко использовались и упоминались в литературе, и на протяжении веков был составлен ряд коллекций, наиболее примечательной из которых была официальная коллекция, хранившаяся в Риме (потерянная во время пожара 83 г. до н.э.). Набор из четырнадцати «книг» сохранившихся Сивиллинских оракулов сам по себе представляет собой смесь языческих, еврейских и христианских материалов, датируемых по-разному между II веком до н.э. и где-то до начала пятого столетия н.э.
Особо интересны Оракулы о Христе, написанные в дохристианский период. Следующие оракулы (или книги) обычно считаются такими:
Книга 6: Краткий гимн Христу из 28 строк, процитированный Лактанцием (ок. 300 г. н.э.) в 4-й книге его Божественных установлений.
Книга 7: Набор оракулов, затрагивающих мировую историю и пророчествующих о грядущем Суде (строки 29-39, 64-75 явно говорят о Спасителе); также цитируется Лактанцием.
Книги 1 (и 2): христианское расширение / адаптация еврейского оракула, охватывающая библейскую историю.
Книга 8: "Антиримский" оракул в дополнение к знаменитому акростиху (строки 217-50) есть два длинных раздела о жизни Христа (см. ниже); этот оракул цитируется Лактанцием (Институты, кн. 7 и т. д.), а также акростих в «О граде Божьем» Августина (18:23).
Основные отрывки (в сокращении), которые говорят о рождении (или воплощении) Христа:
1.324ff:
Тогда действительно придет Сын великого Бога, воплощенный, уподобленный смертным людям на земле...
331 Мессия, сын Всевышнего, бессмертного Бога...
334 Жрецы принесут ему дары, принося золото, мирру и ладан....
8.255ff:
Тот, кто уверует в Него, будет иметь жизнь вечную.
Ибо он придет к творению не во славе, а как человек,
жалкий, без чести и вида, дабы дать надежду неверным,
и он создаст настоящего человека,..
269 Итак, памятуя об этом решении, Он придет к творению.
8.456ff:
В последние времена он изменит землю и, придя как новый свет, восстанел из чрева Девы. Сойдя с небес, Он принял смертный облик…
469… Слово долетело до ее чрева. Со временем оно стало плотью и ожило во чреве, и был создан в смертной форме и стал мальчиком по чудесному рождению. Ибо это великое чудо для людей, но ничто не является великим чудом для Бога Отца и Бога Сына.
Радостная земля трепетала о ребенке при его рождении.
Небесный престол веселился, и мир радовался.
Волхвы почитали дивную, новосияющую звезду.
Новорожденный младенец был явлен в яслях тем, кто повинуется Богу:
пастухам и пастырям овец. А Вифлеем был назван родиной Слова, названного Богом.
Помимо Оракулов Сивиллы, следует также отметить Заветы Двенадцати Патриархов: еврейское собрание пророчеств, составленное по образцу Бытия 49, составленное по большей части где-то в конце (?) II века до н.э. (есть фрагменты подобных «Заветов» среди кумранских текстов, особенно 4QTLevi ar). Что касается пророчеств о рождении Иисуса, наиболее важными отрывками являются (в сокращенной форме):
Завещание Левия 18:
2 И тогда Господь воздвигнет нового священника...
3 И звезда его взойдет на небе, как царь;
зажигая свет знания, как день освещается солнцем.
И превозносится им весь обитаемый мир.
Этот будет сиять, как солнце на земле;
Он рассеет всю тьму под небом,
и будет мир на всей земле.
Завет Иосифа 19:8-12:
И я увидел, что от Иуды родилась дева, одетая в льняную ризу; и от нее родился непорочный агнец….
9И ангелы, и люди, и вся земля радовались о нем...
11…воскреснет Агнец Божий, Который возьмет на Себя грех мира и спасет все народы, а также Израиль.
Ибо царство его есть царство вечное, которое не прейдет…
Другие отрывки из псевдоэпиграфов, которые каким-то образом описывают рождение или пришествие Христа:
Вознесение Исайи 11; Завет Исаака 3:18; Завет Адама 3:3; Завет Соломона 23:20; Лестница Иакова 7; Трактат Сима; 2 Еноха 71 (J); 4 Варух 9:15 и далее; История рехавитов 12:9а и далее; обратите внимание также на Апокалипсис Адама 7:9 и далее.
См. также Псевдо-Филон (Библейские древности) 9:9 и далее (о рождении Моисея), 42 (о рождении Самсона); Жития пророков 2:8 и далее.
Выводы
Как в еврейской литературе дохристианского периода (не вошедшей в Канон), так и в литературе других народов, проживавших на территории Римской империи и за ее пределами, встречается большое количество мессианских пророчеств, нашедших свое точное исполнение во Христе Иисусе. Это в значительной степени способствовало тому, что христианство в течении всего нескольких десятков лет распространилось по всей территории эйкуены - потому что жители тогдашнего мира были приготовлены к этому - каждый народ по-своему. Об этом можно было бы много еще говорить, но пора закругляться на сегодня.
Мы еще надеемся вернуться к теме Оракул, поскольку часть Оракул, притом самых древних, дохристианских - о Белом царе. Именно эти Оракулы получили особое распространение в Европе, а затем вошли в самый авторитетный пророческий Сборник европейской истории - Пророчества Льва Великого, о которых мы уже говорили и надеюсь еще поговорим.
Переводы выше сделаны с греческого Дж. Дж. Коллинзом, переводы с еврейского - Х. К. Ки (оба из издания Charlesworth V.1, стр. 318ff и 776ff).