Найти тему
Константин Сапрыкин

Величие и Крах группы АРИЯ

Благодаря блогерам, которые не совсем дружат со слухом или, что происходит гораздо чаще, намеренно делают разрывающий не особо умные головы контент, многие комментаторы верещат под каждым роликом, мол, Ария – это плагиат Iron Maiden и Judas Priest. Зерно разума в этих истошных воплях есть, но лишь зерно, которое никогда не прорастёт, т.к. Ария далеко не калька британских хеви-металистов. В ранних альбомах было очень заметно влияние вышеперечисленных коллективов, но «Арийцы» быстро переросли эту зависимость и стали самостоятельной боевой единицей, которая по мелодизму превзошла подавляющее большинство коллективов этого жанра. У «Мейденов», как и у всяких им подобных AC/DC можно выделить песен 10-15 во всей дискографии, все же остальные – плагиат на самих себя. Можно прослушать 50 песен, а ощущения такие, будто играет одна и та же композиция. Арию в этом упрекнуть невозможно: почти каждая их песня узнаваема и отличима от предыдущих по музыке, мелодиям и аранжировкам. Команда отечественного разлива намного разноплановее и интереснее тех групп, с которых они якобы всё и вся слизали. Сегодня поговорим о том, как, не побоюсь этого выражения, одна из лучших групп мира в жанре хеви-метал, превратилась в серое и безликое ничто. Да, они заработали имя, и на него идут старые преданные зрители, но даже они прекрасно понимают, что от великой Арии не осталось и следа.

Начиналось всё в далёком 1985-м году, когда сформировался первый состав группы Ария. Кстати, такое название коллективу дал Владимир Холстинин. Игорь Молчанов, Андрей Большаков, Кирилл Покровский, Алик Грановский, Владимир Холстинин и Валерий Кипелов решили кинуть «ответку» западным группам, отливая в домнах отечественный тяжёлый метал. Хард-рока и хеви в те годы в СССР практически не было. Что-то пытался делать «Круиз», но он то утяжелялся, то опопсевал, то глэмом увлекался, то вообще классическим рок-н-роллом. И вот случилась Ария, которая наипрофессиональнейшим образом подошла к записи своего дебютника «Мания величия» и самое главное – группа решила сделать то, чего ещё никто не делал. В те годы правила конъюнктурная эстрада и чтобы ей что-то противопоставить, нужно было сотворить нечто эпохальное. Была взята идеология тех самых Judas Priest и Iron Maiden, да, местами мелодии были похожими, но ведь своего было процентов 95. Невозможно сходу, да ещё и в СССР сделать исключительно индивидуальный продукт. Валерий Кипелов до этого вообще был эстрадным певцом, а тут нужно было навалить метал-вокала. Это вам не мыло по тазику гонять. Владимиру Холстинину пришлось думать над партиями сразу двух гитаристов, хотя двух-то и не было, за обоих «парился» именно он. Явно не так просто наваять свою партию, а потом полностью переключиться, как бы вселившись в другой разум, выдав парию «чужую», т.е. несуществующего второго гитариста. Для чего это было нужно? А чтоб композиция была многограннее. Уже после записи инструментала начались поиски поэтов, потому что участники не хотели делать «порожняк». Это уже много лет спустя «поэтами» стали все. Тот же Андрей Князев со своими «Сосисками» и «Летучими скелетиками» - поэт, всевозможные Котляровы, не умеющие даже банально рифмовать – поэты, Юра Клинских, не читавший в своей жизни книг – всем поэтам поэт. Я понимаю, что сейчас налетят те, кто считает, что для «народа» сложнее и не нужно, главное, чтоб это было от души, бла-бла. Я всё понимаю. Понимаю, что в нашей стране жили такие люди, как Есенин, Пушкин, Ахматова, Бродский и т.д., вот только их понимают единицы, то ли дело ПТУшные тексты Князя, с его «Прочь, сгинь, Колобок, отцепись от ног» - это поймёт любой особоодарённый среди среднедебильных. Только здесь нет ничего, что можно называть профессиональным подходом, а вот Ария именно эту цель и преследовала. Были приглашены поэты: начинающий и перспективный Александр Елин и Маргарита Пушкина, которые со скрипом справились с поставленной задачей. Все стихи были одобрены Холстининым далеко не с первого раза, т.к. его цензура была довольно жёсткой. Даже Кипелов, являющийся автором музыки на песню «Мечты» забраковал текст Маргариты Пушкиной. Да, не нужно было придумывать громоздкие философские тексты, но и дико простые не котировались. В итоге, местами получились крайне нелепые образы, где-то пафос вставал во весь рост, где-то попахивало графоманией, но для первого опыта было очень неплохо. В основном всеми этими недугами болел Елин, Пушкина же написала всего один текст на песню «Тореро», к которой претензий нет вообще. Хотя, какие претензии могут быть к Елину, ведь тот же Юра Хой за всю жизнь не выдал ни одного текста, хотя бы как-то сопоставимого по уровню с этими первенцами. Альбом не просто так носил название «Мания величия», музыканты сразу дали понять, что делают великую группу, а не калиф на час.

Второй альбом «С кем ты?», дико отличался от «Мании величия» по той простой причине, что Холстинин не участвовал в создании музыки для оного. Этим делом занимались Большаков с Грановским. Первые конфликты уже начали нарастать, что привело к расколу едва появившегося коллектива. Так родилась группа «Мастер», куда ушли Грановский, Большаков, Молчанов и Покровский. А вот в Арию влился блестящий композитор Виталий Дубинин, который настолько прекрасен в этом ремесле, насколько же и плох, как человек. Об этом ниже. Помимо него состав пополнил не менее сильный гитарист Сергей Маврин, а за барабаны сел Максим Удалов. Тексты полностью были отданы на откуп Маргарите Пушкиной, т.к. Елин тоже ушёл в «Мастер» и группа преобразилась в элитарное нечто. Всё началось с мощнейшего альбома «Герой асфальта», который показал, что Ария – это собственный уникальный продукт, не похожий на ваши любимые Iron Maiden и Judas Priest. Несмотря на чудовищное сведение мы все услышали выверенные мелодичные соло-партии, неожиданные и крайне гармоничные модуляции, окрепший и «ометаллизированный» вокал Валерия Кипелова, запоминающиеся строчки и образы песен. Одна «Баллада о древнерусском воине» чего стоит. Главное, что появилось у Арии – узнаваемость мелодий. Мелодий всего: вокала, соло, риффов и т.д. Каждую ноту соло-партии я мог запомнить чуть ли не с первого раза и напевать её, вторя гитарам. У Iron Maidenов с Judas Priestами таких соляков раз-два и моё почтение. Причём в «Герое асфальта» считай одни боевики, а в них не так просто наваять дико мелодичные соло, таки ж это не баллада. Но у «арийцев» это получалось блестяще. А следующая пластинка «Игра с огнём» вообще Эверест. Выше уже было не прыгнуть, оставалось держать эту планку. Почему так произошло? Потому что была идиллия в коллективе. Холстинин с Дубининым писали музыку вместе, Пушкина выросла, как поэтесса, Кипелов так вообще разошёлся и аж 17 секунд тянул букву «о» в треке «Игра с огнём». До недавнего времени – это была самая длинная песня в истории коллектива, с тучей «поломанных» мест и разнообразных «горбатостей», но всё настолько гармонично и в кассу, что ты не то что не уставал от прослушивания, а мечтал, чтоб песня не заканчивалась. Короче говоря, выросли все на несколько голов и даже подпрыгнули на вершине Эвереста. Данная тенденция продолжилась и на альбоме «Кровь за кровь», который стал последним для «золотого» состава группы. Было абсолютно неважно – концептуален альбом или нет, ведь превалировала великолепная музыка и завораживающие образы, а про вокал Валерия Кипелова я вообще молчу. А вот после «Кровавого альбома» начался длительный раскол в группе: кто-то уходи, но возвращался, как Кипелов, кто-то ушёл навсегда, как Маврин, кто-то просто пришёл, как гитарист Сергей Терентьев. Так или иначе, новая работа «Ночь короче дня» всё равно получилась мощной, хоть и немного смазанной. Как говориться, перемены в составе безболезненными бывают редко. Но стоило участникам вновь притереться, как случились «Генератор зла» с «Химерой», которые показали, что планка на всё том же космическом уровне. Но есть одно но: начало казаться, что появились довольно проходные для Арии песни. Я делаю на этом акцент – именно для Арии, для их запредельного уровня. Многим известным отечественным коллективам до сих пор не удалось написать и таких «проходных» песен, которые у них явно бы считались суперхитами.

И тут случилось то, что казалось убьёт Арию – после долгого конфликта внутри коллектива ушёл символ группы Валерий Кипелов. Ария уже долгие годы ассоциировалась именно с ним, его голос знали все, и для многих он и был Арией. Начались разборки, делилось название Ария, решалось, кто и какие песни может исполнять в рамках своих новых коллективов и т.д. В итоге название осталось у Холстинина с Дубининым, а Лер Саныч организовал собственную группу «Кипелов». И знаете что? Что первые, что второй свои дебютники после распада записали просто блестящие! Кипеловские «Реки времён» были наводнены хитами, как и «арийский» альбом «Крещение огнём» с Артуром Беркутом в составе. На мгновение показалось, что распад пошёл на пользу и у нас на сцене теперь не один космического уровня коллектив, а сразу два. Но случилось всё полностью да наоборот. Забавна синхронность падения Арии и Кипелова. «Жить вопреки» Лер Саныча вышел даже послабее «арийского» «Армагеддона», но и последний явно не блистал на фоне того же «Крещения огнём». «Жить вопреки» и «Армагеддон» стали обычными альбомами, без приставки супер. Если уж честно – они стали худшими в их истории, если опустить тот факт, что у Кипелова это был лишь третий альбом, если брать в расчёт «Смутное время». Самое страшное, что пропали те самые запоминающиеся мелодии. Стали повторяться и тексты, т.к. Пушкина явно исписалась и уже не может найти новые интересные темы для треков. Не помог и Игорь Лобанов, хотя не помог бы никто, ведь падение было уже не остановить. Ария вновь сменила вокалиста, т.к. великолепный Артур Беркут не устраивал Виталия Дубинина. Был найден молодой, красивый и перспективный Михаил Житняков из которого Дубинин старательно пытался вылепить нового Валерия Кипелова, не понимая, что Кипелов только один, как и Беркут, как и Житняков. Вместо того, чтобы дать развиваться сильным сторонам Михаила, их сознательно «давили», что приводило только к плачевным результатам. И лишь в последнее время я вижу, что Житнякова наконец-то оставили в покое и он поёт со своим шармом: где-то хрипотцы поддаёт, где-то свои вибрато вставляет, а где-то слышен Житняков эпохи «Гран-Куража». Вот только это не спасает, ведь после довольно среднего по меркам Арии «Армагеддона» каждый последующий альбом пробивал второе дно, опускался ниже плинтусов и бесконечно бился в нижнее днище нижнего ада. Музыка стала обычной, незапоминающейся, пресной и серой. Соло-партии утратили узнаваемость, а скандалы на концертах стали обыденным явлением. Виталий Дубинин раз за разом выказывает своё «фи» Михаилу Житнякову, композиторского тандема Дубинин-Холстинин нет и в помине и все участники в целом разрозненны донельзя. Нет единого организма и как мы видим руки не функционируют в отрыве от тела. Иногда альбомы «обзывают» экспериментальными, чтоб снизить градус недовольства, вот только все понимают, что Арии уже давным-давно нет. Кипелов так же не блещет, его «Звёзды и кресты» не более чем обычным рядовой альбом рядовой группы. Вместо одного великого коллектива образовалось два средних. Да и все из семейки Арии не смогли удержать планку. Как под копирку сделают один-два сильных альбома сразу после очередного распада и уверенно скатываются в небытие. Иногда вспыхнут одной песней чуть выше среднего и всё, снова можно спуститься в своё любимое болото. Подписывайся, здесь не боятся говорить правду. До новых синяков.