И так, почему же вы должны потратить свое время и прочитать об этом варгейме? Причина проста - будь вы опытным игроком или только хотите попробовать себя на поприще настольных военных игр, Army men combat это прекрасный пример лёгких, но безумно интересных комплексных правил, которые могут стать как получасовой сессии «под пивко» так и прекрасным введением в мир варгеймов.
Начну немного издалека. Лет двадцать назад детям всех возрастов приходилось или придумывать правила самостоятельно, или разбирать и подгонять уже существующие системы под свои интересы. Теперь в эпоху быстрого и доступного интернета нам доступны десятки, если не сотни простых и сложных универсальных правил под любого игрока, я уже писал о Warstaff, Chain reaction, варгейме Герберта Уэллса и советской книге Солдатики и кораблики, а теперь очередь ещё одного представителя one page rules.
Если вы не слышали об этом проекте раньше, One page rules это сайт группы талантливых варгеймеров, которые поставили перед собой задачу разработать правила на «одну страницу» для варгеймов (на самом деле обычно их две, но раньше честно была одна). То есть очень простые и универсальные правила, позволяющие игрокам изучить их всего за пару минут и ринуться в бой с теми миниатюрами, что есть под рукой. Позднее они плотно занялись адаптацией вселенной Warhammer под эту систему и сейчас описали в фирменной лёгкой и простой форме как сам Warhammer 40000, так и Age of scimitar, Kill team и ещё парочку других клевых вселенных.
И так, Army man combat это очень лёгкая и изящная система, позволяющая отыграть на столе схватку ваших солдатиков, с интуитивно простым геймплеем, но при этом достаточно интересным с точки зрения тактики. В отличие от Warstaff, который позволяет отыграть хоть бой динозавров против ниндзя, хоть сталкеров против инопланетян, Арми Мэн будет на шаг ближе к серьезным варгеймам и накладывает на игроков небольшие ограничения. Это и состав армий, и цели миссии, и необходимость действовать дерзко ради победы. Вам все равно хватит кучки солдатиков и пары кубиков с линейкой, но теперь все чуточку серьезнее.
А самое главное - Army man combat это просто удивительная смесь простых механик, которые делают схватку интересной: тут вам и одновременно управление отрядами бойцов, и схватки одиночных фигур, использование в бою укрытий, перехватов, военной техники и артиллерии, возможность кастомизации отрядов и много других любопытных мелочей. И все это, прошу заметить, на одном двухстороннем листе бумаги.
Каждому игроку предстоит собрать армию на 300 очков, где будет 150 очков на пехоту и 150 на технику. При этом каждый волен подобрать войска под свою тактику. Один возьмёт танк и несколько пулеметчиков со снайпером, играя от качества, другой - завалит массой отрядов стрелков и джипами, третий - попробует решить исход боя используя артиллерию, минометчиков и несколько бойцов для целеуказания.
Классически для One page rules, правила просты понятны, но указанные небольшие ограничения не особо мешая игрокам, создают дополнительный интерес, ведь теперь бои ограничены по времени и важно не просто навалять противнику, но и сохранить максимум своих подчинённых бойцов. Тут же важный элемент боевой инициативы, когда игрок может пожертвовать частью своих передвижений в этом ходу, чтобы получить преимущества в следующем.
Из серьезных же варгеймов переползла система бронирования для техники. Да, она проста и не грузит миллиметрами брони и расчетом дистанции до цели, но требует от игрока подходить к схватке с танком или вооруженным джипом с умом, дабы избежать ненужных потерь.
Вторая особенность - вы командуете, чаще всего, не отдельными бойцами - а отрядами. Отряд передвигается вместе, но огонь ведут отдельные бойцы в рамках отряда. То есть спрятав в укрытии часть отряда вы получите преимущества в обороне, но уменьшите его боевую мощь, при этом кинув в бой всю группу вы сможете усеять противника огнем, но рискуете понести серьезные потери.
Согласен, все это звучит очевидно и проигрывает серьезным системам типа той же Цепной реакции, где фигурки обладают собственным, пусть и простым, интеллектом и будут местами вести бой чуть ли не самостоятельно, но и цель Army men combat быстрые схватки ради фана.
Всего у пехоты 4 основных класса:
Стрелок - вооруженной винтовкой или карабином боец, который может быть улучшен рядом полезных плюшек, основа любой армии. Идут группами по 5 человек. Берущие количеством или грамотной тактикой и большим списком улучшений универсалы, сражающиеся единым отрядом. В игре три категории стрелков - новички (стоят дешево, но вынуждены перебрасывать удачные броски проверки на мораль повторно), рядовые (чуть дороже, но не имеют штрафа к броскам морали) и ветераны (средняя цена, но могут перекинуть неудачные броски морали). Кроме того, стрелку можно вручить базуку, огнемет, гранаты, штыки или взрывчатку.
Пулеметчик - гроза пехоты. Стреляет далеко, больно и много. Пара таких способна держать целое направление, но хронические одиночки и потому сильный обстрел заставит его серьезно изменить взгляды на жизнь.
Снайпер - смертоносен на любой дистанции, но дорог аки взвод стрелков. Тоже предпочитает быть один, но ему это даже к лицу. Будет идеален в обороне или расковыривании оной с безопасной дистанции. Лучший друг минометчиков, о которых ниже.
Минометчики - самый дальнобойный пехотный юнит. Может закинуть мину точно в цель вне зависимости от того находится она в зоне его видимости или его видит союзный юнит. Способен оказать огневую поддержку наступающим войскам как никто другой. Берегите его как зеницу ока, он хоть и может отгрызнуться, но скорее всего быстро погибнет если окажется под плотным огнем.
Техники чуть меньше:
Танк. Дорогой. Очень дорогой. Чертовски дорогой. Едет медленно, стреляет далеко и очень больно. Один его вид способен остановить атаку, но у бойца с базукой или взрывчаткой вызовет лишь ухмылку. Всего их три вида: лёгкий, средний и тяжёлый.
Джип. Самая дешёвая машинка, но может быть улучшен до транспорта или технички. Шустрый и дерзкий, hit and run - это про него. Даже в одиночку - заставит вас задуматься о том, что идея оставить минометчиков и снайперов без прикрытия без прикрытия была не самой лучшей.
Артиллерия. Медленная, но дальнобойная игрушка. Бог войны в реальной жизни и в настольной баталии.
На этом общая часть правил завершается и следовало бы перейти к технической части - передвижение, стрельба и все прочее, но я не хочу превращать текст в пересказ и так маленьких правил, а удовлетворюсь тем, что дал общий обзор на Army men combat. Если заинтересовало - то всегда можно почитать правила самому, благо они бесплатные и доступны по ссылке - с официальной страницы One page rules. А если не заинтересовало, то зачем тратить еще больше вашего времени? За сим - прощаюсь и до новый встреч на страницах Блога Солдатиста.
Для любителей солдатиков и всего прочего - ссылка на каталог со всеми статьями блога в одном месте, разбитыми по темам. Спасибо за каждую новую подписку и лайки, ведь все это только ради вас, дорогие читатели.