Найти тему
180,9K подписчиков

Чем опасны компьютерные игры?

7,1K прочитали

Дети считают, что взрослым не нравятся компьютерные игры, потому что у них самих в детстве такого не было. Что ж, это тепло! Но не горячо. Чтобы понять, что не так с компьютерными играми на самом деле, нам сначала придётся выяснить, что такое «сигнал» и «сигнальная система».

В мире сигналов

Ежедневно нас окружает множество самых разных сигналов. Вот водитель автомобиля на пешеходном переходе «бибикает» расхулиганившимся мальчишкам, вот машинист скорого поезда, подъезжающего к станции, даёт гудок... Это звуковые сигналы.

А бывают визуальные (то есть зрительные) сигналы – например, дорожные знаки или флаги на флоте. А вот у третьеклассницы Гали поверх форменной жилетки красуется значок «Гимназия № 3». Это тоже визуальный сигнал – «я учусь в этой школе!». А вот военный радист передаёт сообщение: «Брусника, я рябина, птица в гнезде». Это сигнал условный (речь, разумеется, идёт не о ягодах и птицах, а о чём – посторонним знать не положено).

Дети считают, что взрослым не нравятся компьютерные игры, потому что у них самих в детстве такого не было. Что ж, это тепло! Но не горячо.

Сигналы в природе

Ещё в конце XIX века великий русский биолог Иван Петрович Павлов доказал, что сигналы существуют не только «снаружи», но и внутри любого живого организма.

Иван Петрович Павлов (1849–1936)
Иван Петрович Павлов (1849–1936)

Проводниками для этих сигналов служат нервы, а источниками сигналов являются пять органов чувств: зрение, слух, обоняние (то есть способность воспринимать запахи), вкус и осязание (способность чувствовать прикосновение).

Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание!
Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание!

Воспринимаемые человеком с помощью этих органов чувств сигналы образуют «сигнальную систему», которая управляет его поведением.

Простейшая сигнальная система существует даже у самых примитивных животных. Например, амёба или инфузория воспринимает сигналы от внешнего мира – уровень освещённости, температуру или наличие питательных веществ в воде – и на основании этой информации движется в ту или иную сторону.

Амёба под микроскопом
Амёба под микроскопом

У более сложных живых организмов органы чувств развиты намного сильнее, и поведение становится более сложным, разнообразным и интересным.

А у человека – две!

Всё тот же И.П. Павлов заметил, что у человека, в отличие от большинства животных, сигнальная система не одна – их две!

Первая сигнальная система – это те сигналы, которые поступают к нам непосредственно от органов чувств. Например, мама купила Боре мороженое. Он увидел его, радостно запрыгал и захлопал в ладоши – это работает первая сигнальная система.

Вторая сигнальная система – это сигналы, выраженные в виде слов или образов. Мама говорит тому же Боре: «Сегодня я куплю тебе мороженое!» Мальчик ещё не видит мороженое, не чувствует его вкуса или запаха – но он понимает слово «мороженое» и всё равно радостно прыгает и хлопает в ладоши. Это работает вторая сигнальная система.

Дети считают, что взрослым не нравятся компьютерные игры, потому что у них самих в детстве такого не было. Что ж, это тепло! Но не горячо.-5

В первом случае мальчик воспринимает само мороженое – предмет. А во втором случае он воспринимает знак – набор звуков – слово. (Он мог бы воспринять и зрительно, если бы мама прислала сообщение: «Купила тебе мороженое».) Когда человек воспринимает не сам предмет, а тот знак, который этот предмет обозначает, включается вторая сигнальная система.

Вторая сигнальная система есть не только у человека. У высших животных (собак, кошек, дельфинов, обезьян, лошадей) она тоже присутствует.

Вот девочка вывела на прогулку щенка; увидев знакомую площадку для игр и зелёную травку, щенок довольно виляет хвостиком: работает первая сигнальная система.

А вот девочка ещё в квартире говорит щенку: «Идём гулять!». Услышав знакомое слово «гулять», щенок представляет себе площадку во дворе и тоже начинает вилять хвостом – работает вторая сигнальная система.

Дети считают, что взрослым не нравятся компьютерные игры, потому что у них самих в детстве такого не было. Что ж, это тепло! Но не горячо.-6

Однако вторая сигнальная система человека развита в тысячи раз сильнее, чем у самых умных собак. Например, дрессированная собака способна понимать около 150 слов. Кошка может запомнить до 100 слов. А человек к пяти годам знает уже порядка 5000 разных слов.

Три уровня сигналов

Поразмыслив, учёные пришли к выводу, что теория Павлова о двух сигнальных системах нуждается в доработке. Ведь деятельность человека (и даже животного) нельзя свести только к реакции на сигналы от пяти органов чувств. Современная наука говорит, что существует три разных уровня сигналов, на которые мы с вами реагируем.

Первый уровень сигналов – это сигналы, поступающие от органов чувств. Сигналы первого уровня способны воспринимать все живые организмы, за исключением бактерий и вирусов.

Второй уровень сигналов – это внутренние сигналы организма. Это наши индивидуальные чувства: боль, страх, голод, жажда, агрессия, любопытство, покой, сытость...

Дети считают, что взрослым не нравятся компьютерные игры, потому что у них самих в детстве такого не было. Что ж, это тепло! Но не горячо.-7

В чём разница между сигналами первого и второго уровня? Сигналы первого уровня доступны для наблюдения всем: если вы включили музыку, то её слышите не только вы, но все, кто рядом. Если вы чувствуете запах, то ваш сосед, скорее всего, тоже его чувствует. А сигналы второго уровня? Скажем, у вас (тьфу-тьфу-тьфу!) вдруг заболел живот. Чувствуют ли другие то же, что и вы? Нет. Но живот всё равно болит, независимо от того, что никто, кроме вас этого не чувствует!

Особенность сигналов первого и второго уровня заключается в том, что они ОБЪЕКТИВНЫ – то есть существуют на самом деле, а не «кажутся».

Третий уровень сигналов относится к тому, что мы называем словами «мораль», «нравственность», «обычай», «традиция», «культура. Это сигналы приобретённые. В отличие от сигналов первого и второго уровня, их человек не воспринимает от рождения. Чтобы научиться понимать их, ему нужно учиться, постепенно усваивать правила поведения в том или ином обществе. Это, например, ощущения гордости и стыда, собственной правоты и собственной вины, осознание того, «что можно и что нельзя», «что такое хорошо и что такое плохо».

Однако все эти правила СУБЪЕКТИВНЫ, они зависят от того общества, внутри которого мы живём! Ведь добро и зло не одинаковы для всех! У разных народов, разных культур, разных религий и разных эпох бывают собственные (и иногда очень разные!) представления о том, что такое добро и что такое зло.

Что такое «готтентотская мораль»

Четыреста лет назад европейцы, прибывшие в Южную Африку, познакомились с племенем кой-койн (европейцы назвали их готтентотами). Христианский миссионер выучил готтентотский язык, чтобы учить местных жителей христианству и затеял разговор с одним из них:

– Знаешь ли ты, что такое добро и зло? – спросил миссионер.

– Конечно, знаю! – уверенно ответил готтентот.

– Тогда скажи мне, что такое зло?

– Когда сосед убьёт меня, сожжёт мою хижину и украдёт мою жену, козу и корову!

– Да, это действительно очень плохо! – согласился миссионер. – Тогда скажи, а что такое добро?

– Добро – это когда я убью соседа, сожгу его хижину и украду его жену, корову и козу! – объяснил готтентот.

Впрочем, за четыреста лет они значительно подобрели (сравните рисунок и фотографию)
Впрочем, за четыреста лет они значительно подобрели (сравните рисунок и фотографию)

Велика ли сила третьей сигнальной системы?

Итак, сигналы третьего уровня (1) приобретаются в процессе воспитания и (2) субъективны – а значит, могут различаться в зависимости от возраста, национальности, уровня образования и так далее.

При желании или острой необходимости человек может «отбросить» такие нормы, «забыть» о них. Тем не менее, такие сигналы управляют нашим поведением ничуть не хуже остальных – скажем, иногда стыд, религиозный запрет или просто понимание того, «как должен поступать воспитанный человек», может оказаться сильнее страха или голода!

Во время Великой Отечественной войны город Ленинград (теперь Санкт-Петербург) был взят немцами в кольцо блокады; в городе был страшный голод. Люди получали по 125 граммов хлеба в сутки – и больше никакой еды!

Блокадные 125 граммов – это вот столько. Хлеб был плохого качества, сырой и потому тяжёлый. Таким кусочком приходилось питаться целые сутки
Блокадные 125 граммов – это вот столько. Хлеб был плохого качества, сырой и потому тяжёлый. Таким кусочком приходилось питаться целые сутки

И в это же время в городе, в институте растениеводства, хранилась уникальная коллекция семян, собранная академиком Вавиловым и его соратниками. Там были пшеница, рожь, рис, картофель – не килограммы, тонны!..

Житель блокадного Ленинграда, истощённый от голода
Житель блокадного Ленинграда, истощённый от голода

...Но сотрудники института не тронули ни единого зёрнышка. 28 сотрудников в результате умерли от голода (!), но вся коллекция осталась в полной сохранности! Как вы думаете, смог бы так поступить дикарь с его «готтентотской моралью»?

Кто главнее?

Итак, у человека есть две сигнальные системы, у каждой из которых есть по три уровня. Первая сигнальная система – это реакция на предмет или явления. Вторая сигнальная система – это реакция на образ.

Учёные задались вопросом: а какая же из этих систем главная?

Казалось бы, первая сигнальная система должна быть более важной – ведь она взаимодействует с реальным миром, а не с «придуманными» словами и образами. Однако многолетние наблюдения и тщательно продуманные опыты доказали удивительную вещь...

Оказывается, наш организм может реагировать на сигналы первой и второй систем одинаково активно! Более того, бывают случаи, когда сигналы второй системы воспринимаются человеком сильнее, чем сигналы первой!

У одного известного писателя появилась болезненная язва на животе. Врачи недоумевали: писатель был совершенно здоров, не получал никаких травм, природа язвы была совершенно неясной. И вдруг писатель сообразил, что язва образовалась именно там, куда, по сюжету романа, который он сейчас пишет, главного героя ударили ножом! И как только он это понял, язва начала быстро заживать без всякого лечения, сама по себе! Воображение писателя (то есть вторая сигнальная система) оказались настолько сильными, что «ввели в заблуждение» организм!

Случай, конечно же, очень редкий, но не уникальный. Например, у некоторых очень религиозных людей во время интесивного поста и молитвы могут образовываться стигматы – язвы на руках, ногах или груди – в местах, в которые был ранен Христос.

Когда воображение запутывает реальность

И всё же такое случается крайне редко. Обычно у взрослых здоровых людей нервная система намного более устойчива и чётко различает «настоящее» и «воображённое». Но, как оказалось, это справедливо далеко не для всех!

Например, у детей в возрасте от 2 до 4 лет обе сигнальные системы разделены очень слабо, они постоянно как бы «путают» друг друга. В итоге малыши оказываются не в состоянии отличить выдуманное от настоящего, фантазия для них так же реальна, как и всё остальное вокруг! Маленький ребёнок может нарисовать «бяку-закаляку кусачую» и сам же испугаться этой бяки-закаляки. Маленький ребёнок, приведённый на детский спектакль в театр, может испугаться, казалось бы, совершенно не страшной Бабы-Яги, или расплакаться над судьбой Колобка – да так, что не успокоишь!

«Ну, понятное дело, – скажете вы, – это же малыши-несмышлёныши! Но со мной-то такого быть не может! Я-то точно знаю, где настоящее, а где выдуманное!»

Да. Твоё сознание знает. А твоя нервная система?..

Обычная картина: ребёнок, проигравший в «Роблокс» или в «Фортнайт», вскакивает с кресла красный, в слезах, ругается, кричит, швыряет об стенку случайно попавшиеся под руку предметы, в ответ на недовольство родителей грубит…Это следствие «перегрева» второй сигнальной системы.

Дети считают, что взрослым не нравятся компьютерные игры, потому что у них самих в детстве такого не было. Что ж, это тепло! Но не горячо.-11

Собственно ответ на вопрос

Компьютерные игры, «виртуальная реальность» – очень мощный источник информационных сигналов. Когда мы смотрим фильм, слушаем музыку или читаем книгу, мы переживаем вместе с героями, мы мысленно «сопровождаем» их, вместе радуемся и плачем, стыдимся и гордимся, смеёмся и скорбим – но мы не можем воздействовать на содержание книги или фильма, верно?

Осознание этого служит как бы своего рода «блокиратором», «тормозом» – «это придуманная история», «этого не происходит в реальности». Но вот в компьютерной игре мы, наоборот, можем изменять ход событий, вмешиваться, определять, что и как будет после – и выдуманное вдруг может перепутаться с реальным, вторая сигнальная система «перегревается» и начинает «забивать» первую. Итог – ну, вы поняли...

В поисках гармонии

Сделаем выводы. У нас есть две сигнальные системы – первая и вторая. Обе они важны. Если у человека неразвита вторая сигнальная система, он будет не только лишён фантазии и воображения, не способен к творческому мышлению, к озарениям и открытиям – он ещё будет «эмоционально туп», то есть не способен к искреннему сопереживанию и любви, к подвигу самопожертвования, к героизму.

Дети считают, что взрослым не нравятся компьютерные игры, потому что у них самих в детстве такого не было. Что ж, это тепло! Но не горячо.-12

Однако если у человека «перекос» в сторону второй сигнальной системы, а первая сигнальная система развита меньше, в этом тоже хорошего мало. Такой человек не только может впасть в истерику из-за того, что никто не поставил ему лайк, – он будет непрактичным, беспомощным в реальной жизни – будет, что называется, «витать в облаках». На такого человека нельзя положиться, с ним трудно и неприятно жить.

Дети считают, что взрослым не нравятся компьютерные игры, потому что у них самих в детстве такого не было. Что ж, это тепло! Но не горячо.-13

Выходит, во всём нужна гармония, «золотая середина». Именно эту «середину», то есть оптимальный баланс между развитием второй и первой сигнальной систем, даёт чтение книг (а также просмотр фильмов, картин и прослушивание музыки).

Почему?

Как мы уже говорили, во время чтения первая и вторая сигнальные системы не «смешиваются». Вторая напряжена, первая «отдыхает». Это важно – это всё равно что менять руки, когда несёте тяжёлую сумку. Далеко вы её унесёте, не меняя рук?

Кроме того, не смешивая нагрузку на сигнальные системы, вы лучше, детальнее «прорабатываете» свою вторую сигнальную систему – делаете её богаче и разнообразнее. Ну, как о спортсмен тренирует разные группы мышц по отдельности!

Вот поэтому родители бывают недовольны, когда вы заигрываетесь в компьютерные игры. Развитие должно быть гармоничным. Играть можно, если вы при этом ещё и читаете. Много играть? Тоже можно! Но – если вы при этом много читаете. Если вам и на то, и на другое хватает времени.

Кстати, дочитав эту статью, вы уже достаточно почитали. Можно пойти поиграть!

Читайте также:

Почему (и как) надо слушать классическую музыку, даже если не хочется?

Дети считают, что взрослым не нравятся компьютерные игры, потому что у них самих в детстве такого не было. Что ж, это тепло! Но не горячо.-14

Это была статья "для постарше" из журнала "Лучик". Познакомиться с журналом можно здесь. Подписаться – на сайте Почты России (на полгода) или на сайте журнала (до конца года). В киосках и магазинах не продаётся.

Дети считают, что взрослым не нравятся компьютерные игры, потому что у них самих в детстве такого не было. Что ж, это тепло! Но не горячо.-15