Найти тему
Менторы бизнеса

Безработица: почему везде много вакансий, много хороших резюме, но люди всё ещё сидят без работы?

Оглавление

В начале января вышло исследование Ancor (не масло, это международная стафинговая компания) относительно трендов на рынке труда в 2021. Этот доклад не получил широкого освещения в кругах HR и разных прогрессоров. Оно и понятно. В стране нарастает структурная безработица, и этот факт не очень отвечает интересам упомянутых групп граждан.

Что такое структурная безработица? Это когда вакансий много, резюме тоже много, названия у них совпадают, а трудоустройства не происходит. У работодателя, понимаешь, более высокие требования к квалификации. Ему, видите ли, недостаточно сертификата о прохождении курсов!

Кто-то называет это «дефицитом талантов», но давайте все же будем честными. Это — дефицит базовых компетенций. До талантов там далеко. Что же, собственно, произошло?

Порассуждаем. Возьмем бухгалтера Марию. Она живет в небольшом городе в Поволжье, училась и работает по профессии вот уже 15 лет. И все бы ничего, но тут из всех чайников на неё обрушивается важная информация: цифровизация, диджитализация, старые профессии помрут, в новых профессиях зарабатывают много, новые профессии могут быть на удалёнке, переучиться на них быстро, часть обучения покроет государство и так далее.

Что делает Мария? Правильно — идёт учиться. Скажем, в какой-нибудь солидный онлайн-университет с 5-ти летней историей. И всего за полгода в формате просмотра видеороликов Мария становится Automated QA-инженером. Не, лучше Middle Python разработчиком. О, нет, становится Data scientist со специализацией в ML. Разумеется, солидный университет помогает Марии с трудоустройством. Резюме делает, тренирует перед собеседованиями. И Мария таки имеет 4-5 интервью в разных компаниях, где она, не будь дурой, успешно проходит HR-собеседование. Демонстрируя адекватность, корпоративность, вовлеченность и даже эмоциональный интеллект.

-2

А потом наступает черед технического интервью. Так как собеседовать Марию будет пока еще выпускник МФТИ или ВМК МГУ с 15-ти летним опытом в производстве, то интервью пройдет достаточно быстро. Мария, наверное, может решать учебные задачи на стажировке в этой компании, но она ни разу не тот, о ком пишет в резюме. Она бы и пошла на эту стажировку, но там заплатят раза в два меньше, чем за её работу бухгалтером.

И еще не солидно мидлу стажироваться. Плюс стажировки не везде встречаются, не очень это выгодно компаниям: отрывать инженеров от проектов ради сомнительных перспектив выращивания падаванов.

В итоге Мария пополняет статистический ряд структурной безработицы.

Что имеем в итоге?

Мария демотивирована и уже не особо хочет работать бухгалтером. А зачем, когда она без пяти минут CTO Яндекса или Сбертеха? Компании не могут нанять сотрудников, и вынуждены понижать планку. Через какое-то время выпускники курсов будут собеседовать выпускников курсов. И все это на фоне чудовищного пылесоса рынка, который демонстрируют некоторые банки и прочие крупные товарищи.

А, прибавим сюда тотальное неумение HR продавать бизнесу идею растить свои кадры. Правда, бизнес тоже наслушался про наличие массы кадров на рынке. И заявлений вышеупомянутых прогрессоров о том, что страна идет верным путем в цифру.

А делать что?

Разумеется, играть в долгую. Не родится миллион программистов за год. И за десять лет тоже. Его еще выносить надо, в детский сад отправить. А потом — в школу. Вот со школы и начинается путь в профессию. Будь это ИТ, производство или продажи. Разумеется, потом придет черед колледжей и вузов. И только потом — солидных онлайн-университетов с 5-ти историей. Не рождаются от осинки апельсинки, понимаете? Профессия — это не только навыки, это и среда, и образ мысли, и этика, черт побери. А значит надо пройти долгий путь создания специалиста. Мы же не в Индии и не в Китае, у нас количество в качество по умолчанию не перейдет.

Играть в долгую — сложно. Не любят многие игру в долгую. Вроде у нас все стабильно, и на ближайшие 14 лет есть определенность курса, но если результат получается дольше года — то уже нет. Поэтому костыли. Поэтому два министерства образования: детское и подростково-взрослое. Что, в общем, ну никак не способствует созданию стыков школа-колледж-вуз.

Поэтому вместо того, что в программе «Кадры для цифровой экономики» серьезно работать с талантами, прописываем работу с массовкой. Поэтому и смотрим сквозь пальцы на рекламные заманухи солидных онлайн-университетов с 5-ти летней историей. Подход потому что такой, как будто завтра уезжаем. Туда, где по-настоящему хорошо.

Подписывайтесь на канал и facebook, а также читайте:

Правило 10 шагов: что нужно, чтобы начать что-то делать.