Профессиональная привычка анализировать читаемый текст порой доставляет неудобства. Ты начинаешь искать смысл там, где этого делать не следует. А если к процессу подключаются воображение и фантазия, то всё. Всё пропало, шеф.
В одном из дико лиричных пабликов увидела картинку со стихотворением.
Интернет любезно подсказал автора этого пронзительного творения — Яна Бражник. К своему стыду, этого автора я не знаю. Современная поэзия не мой конёк. Мой конёк — Горбунок. Но процесс анализа сего шедевра уже запустился, и неспокойный разум не успокоился, пока не закончил его.
Из достоинств хочется отметить ритм, рифму и размер. Кажется, это четырёхстопный анапест. Коллеги, вы согласны?
Мелодичное стихотворение с хорошо подобранными окончаниями прекрасно ложится на слух и легко запоминается. Откровенность послания и актуальность темы также способствует хорошему восприятию. На этом достоинства заканчиваются.
Содержание же веселит и огорчает одновременно.
От любви до безумия пара шагов...
Спорно. Если, конечно, проблемы изначально были с псuхuкой, то да. Но у нормальных людей такого быть не должно. Опять же, смотря что называть любовью. Нередко за этого светлое и достаточно сознательное чувство выдают что угодно: влюбленность, стрaсть, одержuмость, созaвисимость. Вот от этих состояний к безyмию действительно пара шагов. А истинную любовь так клеймить не стоит.
Та же пара шагов от порока до власти.
Непонятно, конечно, что имеется в виду. До какой именно влaсти? Над кем? Может, здесь о том, что порок очень быстро овладевает человеком? Но причём здесь любовь? Опять смешалось грешное с праведным.
Счастье — это когда понимают без слов.
Если этого нет — значит, это не счастье.
Здесь становится весело. Такую фразу можно сделать слоганом школы сурдоперевода. Там ведь действительно научат друг друга без слов понимать.
А если серьёзно, то именно так мы и попадаем в ловушку неврозов, которые закладываются в юности, но, не будучи проработанными, могут сильно испортить жизнь уже и в более зрелом возрасте. Как раз такие пациентки — потребительницы контента слезливых пабликов. Желание, чтобы понимали без слов, немножко отдаёт инфантилизмом. То есть не я должна чётко выражать свои мысли, а меня должны понимать без слов.
От любви до потери — минута в пути
И минута в пути от разлуки до встречи.
Ну, здесь всё хорошо. Допустим.
Счастье — это когда ты не можешь уйти.
Если можешь уйти — значит, хвастаться нечем.
Вот здесь уже не только смешно, но и страшно. Сразу представляется множество ситуаций, когда ты не можешь уйти. Но далеко не все из них счастье. Почему-то не понравилось слово "хвастаться". А счастьем точно нужно хвастаться? А тот, кто может уйти, будет это делать? А тот, кто не может? Вопросов больше, чем ответов.
От любви до безумия — сутки бежать,
Ну вот, опять. Хватит уже безумия. Нехорошо это. Представляете себе маму, которая "безумно" любит мужа и пятерых детей. Так безумно, что за сутки всё-таки добежала до шизофрении? Интересные представления о любви, однако.
Друг до друга бежать, распадаясь на части.
На этом моменте смеялась в голос. Что? Бежать, распадаясь на части? Это как? Свидание в Чернобыле? Побег из Нагасаки? Последняя стадия сuфuлuca? Что за распад на части? Разве любовь не созидает? Ах, я забыла. У нас же здесь какая-то сверхлюбовь. Она разрyшает. На части.
Счастье — это когда тебе нечем дышать.
Если это не так — значит, это не счастье.
А сейчас, уважаемые зрители, в нашу студию входят несколько человек, страдающих бронхиальной астмой. И они категорически не согласны, что "когда нечем дышать, — это счастье".
В общем, исходя из подбора описаний этого текста, самый счастливый — это сумасшедший глухонемой парализованный человек с заболеванием дыхательной системы. Ему и уйти невозможно, и дышать нечем, и понимают его без слов, и безумие налицо, до которого минута. Ну, знаете, просветления же бывают.
Понятно, конечно, что я шутила, и автор использует метафоры. Конечно, воспринимать нужно не буквально, стараться понять тонкий замысел и тому подобное. Честно, я пыталась.
Но всё равно описания гармоничных взаимоотношений не выходит в этом стихотворении. Ну, вот какая-то гормональная буря подростков получается. Или любовная аддикция. Или нарушение восприятия при заболевании психики.
Многодетную семью или зрелых счастливых супругов, которые "не задыхаются от любви" сложно угадать в этом описании. А ведь автор утверждает, что всё, что сюда не вписывается — не счастье и не любовь.
Самое печальное, что такие стихи находят отклик во многих сердцах, не только юных мечтательниц. А это значит, что где-то в глубине души какая-нибудь прекрасная леди ждёт своего личного телепата, который будет читать её мысли и сводить с ума до такой степени, что будет "нечем дышать" и "невозможно уйти".
Работать над отношениями? Расти личностно? Заботится о ближнем? — Зачем? Когда можно сидеть и ждать всепоглощающего чувства.
Востребованность таких стихов и вообще существование подобных пабликов говорит о нашей неосведомлённости в таких тонких вопросах, как любовь и взаимоотношения. О завышенных ожиданиях и отсутствии критического мышления и объективности.
Не потому ли так много неврозов и проблем в семейных отношениях стало в последнее время, что люди ждут решения всех своих проблем за счёт партнёра в сочетании с непрекращающимся и запредельными спецэффектами?
Мне намного ближе описание любви в замечательном стихотворении архимандрита Исаакия Виноградова:
Однажды красавица мне говорила
О том, что такое любить:
"Любить —
это падать, и в этом паденье
Другого с собой захватить".
Такую любовь я не знал и не знаю,
И знать не могу, не хочу.
Иную мечту
о Любви в своём сердце
Я светом надежд золочу.
Любить —
самому в высоту подниматься
Тернистою, узкой тропой.
Любить —
это в райские двери стучаться,
Другого ведя за собой.
А что вы думаете о любви и современной поэзии?
#творчество #поэзия #стихи #любовь #общество