Найти тему
Всем балет!

Откуда взялся стандарт поведения балерины и при чём здесь фильм «Солистка балета»

Оглавление

В послевоенные годы советский кинематограф шагнул далеко вперед: уже более 10 лет снимают звуковое кино, уровень актёрской игры вырос, сюжеты усложнились. В 1947 году вышел фильм о воспитанниках балетного училища «Солистка балета», для съемок которого были привлечены профессиональные артисты: Галина Уланова, Нонна Ястребова, Мира Редина, Владимир Преображенский, а съемки проходили в Кировском театре и на улицах Петербурга.

Педагог Вера Георгиевна и Наташа Субботина. Фильм «Солистка балета», 1947
Педагог Вера Георгиевна и Наташа Субботина. Фильм «Солистка балета», 1947

Фильм затрагивает вечные проблемы балета: конкуренцию, зависть, противостояние таланта и упрямства. Можно заметить, что и спустя 70 лет каждый фильм или сериал о балете не обходится без этих вопросов, и чем больше свобод появляется в обществе, тем подробнее раскрываются проблемы, о которых раньше было не принято говорить. Но если присмотреться, все, что снято сегодня, уже частично упомянуто в фильме «Солистка балета»: наверняка им вдохновлялись и современные режиссёры во время создания своих кинокартин.

Скрытая конкуренция

Лучшие ученицы класса Наташа Субботина и Ольга Верейская принимают участие в спектакле со взрослыми артистами. В тот вечер это «Лебединое озеро» с балериной Синельниковой в партии Одетты, которую исполнила Галина Уланова. Танец Синельниковой для юных воспитанниц училища — недосягаемая мечта, они восхищаются балериной и мечтают быть похожими на неё.

Наташа и Ольга — антиподы, лучшие ученицы класса и конкурентки, чьи непростые взаимоотношения раскрываются по мере развития сюжета. Ольга Верейская — дерзкая, напористая и хитрая девушка, которая уверенно идёт к своей цели. Надо сказать, что внешность балерины Нонны Ястребовой очень подошла для этой роли: выразительные скулы, заостренный нос, хитрый прищур глаз.

Знакомство Ольги Верейской и Наташи Субботиной с Алексеем Озеровым. Фильм «Солистка балета», 1947
Знакомство Ольги Верейской и Наташи Субботиной с Алексеем Озеровым. Фильм «Солистка балета», 1947

Верейской неприятно, что партия Авроры досталась лучшей подруге Наташе, а она вместо похвалы лишь получила замечание за свои эстрадные манеры в классическом танце. Кроме того, прослеживается и ревность Верейской, когда она замечает внимание Алексея Озерова к подруге.

Что не так с Верейской

Ольга Верейская — своенравная девушка, которая мечтает стать балериной и открыто об этом заявляет при каждом удобном случае. Героиня представляется балериной во время знакомства, борется за участие в сборном концерте. Активно подкрепляет веру Ольги в свою одаренность и мать девушки, уверенная, что карьеру в театре возможно сделать только интригами. Мать подогревает интерес публики к дочери, хотя успехи Верейской пока и далеки от идеала.

Родители Ольги Верейской в антракте. Фильм «Солистка балета», 1947
Родители Ольги Верейской в антракте. Фильм «Солистка балета», 1947

С одной стороны, именно такая настойчивость и необходима для удачной карьеры, особенно в искусстве балета, где свято место пусто не бывает: нужно использовать все возможности, заводить правильные знакомства, быть в нужное время в нужном месте.

Но если посмотреть с другой стороны, то именно из-за мелких некрасивых поступков Ольги Верейской, из-за её настойчивой мамы, готовой составить для дочери протекцию, из-за ситуации с перчаткой Верейская становится отрицательной героиней, которой зритель не сопереживает. Складывается впечатление, что она слишком упряма, чересчур самоуверенная, часто вмешивается в чужие дела, хотя эти способы помогают добиться большего результата, чем безропотная скромная работа. Таких, как Верейская, не любят, такие не вызывают доверия, даже если у них есть способности. У нас почему-то считается, что талант всегда пробьётся, и только скромность идёт ему на пользу, а не наглость и стремление заявить о себе.

Идеальный образ балерины?

Другое дело — Наташа Субботина — скромная, трудолюбивая, для кого собственные успехи в балете — совершенно обычное дело, будто безразличное ей самой. Героиню не трогает похвала педагога, Наташа лишь признается, что ей страшно танцевать Аврору. Наташа будто не замечает своего таланта, не стремится к высокому результату, но всё равно волшебным образом его достигает. В день выпускного спектакля Наташа очень огорчается из-за отъезда Озерова, но все равно берёт себя в руки, и этот поступок в очередной раз подкрепляет положительный образ героини.

Нонна Ястребова, Мира Редина в фильме «Солистка балета», 1947
Нонна Ястребова, Мира Редина в фильме «Солистка балета», 1947

Если присмотреться к Наташе Субботиной, станет понятно, что это полностью одобряемый в обществе образ, который однажды сошёл с киноэкрана в реальную жизни и по сей день не покидает балетный мир.

У каждого свой путь и свой зритель

Если поискать подобный типаж в реальном мире, сразу вспоминается Галина Сергеевна Уланова — балерина, которая всегда была над своим талантом и отстранялась от него, не признавая своего величия. Это было обусловлено особенностями характера и воспитанием балерины, но именно такое сочетание попало под социально одобряемый образ, который с восторгом приняли зрители. Галиной Сергеевной восхищались и восхищаются не только как балериной, но и как человеком, который не стремится к популярности, а очень много и честно работает, не требуя большего, чем получилось добиться.

Все люди разные, и каждый выбирает для себя удобный способ строить карьеру, а таких, как Ольга Верейская, в жизни достаточно. Но даже если они действительно талантливы, хотят заявить о себе миру, не ждут, пока их заметят, это осуждается. Достаточно вспомнить Майю Плисецкую — гордую, своенравную, смелую и необычайно талантливую. Плисецкая была крайне противоречивой личностью, но ее до сих пор противопоставляют Улановой, хотя это сравнение неуместно: обе балерины талантливы, у каждой был и есть свой зритель. Разница лишь в том, что Уланова попадала под правильный образ и представление публики о том, какой должна быть балерина. А Плисецкая разрывала эти шаблоны и стремилась взять от жизни больше: новые балеты, документальные фильмы, интервью, нашумевшая автобиография.

Образ Наташи Субботиной в послевоенные годы, когда информации в открытом доступе было очень мало, стал для целой страны примером подлинного служения искусству, под который попадают далеко не все, и почему? Потому что в реальности всё гораздо сложнее, размыты границы хорошего и плохого, «белого» и «черного», и каждый сам выбирает для себя разный способ построения карьеры: кому-то удобнее быть как Субботина, а кто-то идёт вопреки, как Верейская. Только вот в первом случае артист будет сильно ограничен ожиданиями публики, потому рискует остановиться в развитии из-за страха разочаровать, а во втором есть шанс сделать чуть больше, чем позволяют обстоятельства.

А какие впечатления от фильма «Солистка балета» остались у вас?