Найти тему

«Персона» Ингмара Бергмана: Чем примечательна?

«Наедине», цит. из х/ф «Персона», реж. Ингмар Бергман, 1966 г.
«Наедине», цит. из х/ф «Персона», реж. Ингмар Бергман, 1966 г.

«Персона» (1966) — кинокартина Ингмара Бергмана. В ней мы видим уже совсем другую музу шведского режиссера — актрису Биби Андерссон. Если в более ранних картинах она играла роль этакой «доброй невинной девочки», то здесь она — женщина, повидавшая многое. И весьма интересно понаблюдать за ней в этом амплуа.

О чем сам фильм? Трудно сразу сказать. На поверхности перед нами разворачивается история медсестры и пациентки. Но по мере развития истории она усложняется. Границы между героинями постепенно стираются, и наружу выходит какой-то объединяющий их психоз.

Медсестра оказывается настолько сочувственной и восприимчивой к чужим страданиям, что переживает расстройство собственной личности, становится заложницей боли своей пациентки и из-за этого сходит с ума. Может ли это свидетельствовать об опасности чрезмерного сострадания? Скорее всего.

Начало фильма, цит. из х/ф «Персона», реж. Ингмар Бергман, 1966 г.
Начало фильма, цит. из х/ф «Персона», реж. Ингмар Бергман, 1966 г.

Само повествование выстроено так, чтобы зритель окунулся в пучину невроза, поразившего их внутренний мир. Быстрая смена кадров, резкий контраст звуков, обрыв кинопленки. Это заставляет даже на минуту затаить дыхание!

Лечение в отдаленном приморском городке превращается в испытание на психическую стойкость. В идеальной тишине их внутренние демоны выходят наружу и начинают пожирать друг друга. Еще наружу выходят садизм и страх перед признанием своей реальной «персоны», не очевидной в повседневной суете. Не отсюда ли название фильма?

В этом смысле фильм очень занимателен и смотрится интересно. Здесь не проясняются какие-то глубокие сущностные вопросы, причины страданий и срывов. Он смотрит «не вглубь, а вширь», как бы между прочим говоря: «Да, так бывает». Поэтому как популярный вариант погружения в психологию его посмотреть стоит.

«Улыбнись», цит. из х/ф «Персона», реж. Ингмар Бергман, 1966 г.
«Улыбнись», цит. из х/ф «Персона», реж. Ингмар Бергман, 1966 г.

Так или иначе, все эти проблемы, несмотря на свою тяжелую моральную нагрузку, в «Персоне» проносятся легко. Если вы не хотите в них вникать, то вы просто насладитесь красотой величественных пейзажей.

А если все-таки останутся вопросы и вы найдете в нем что-то очень личное, то в помощь вам научно-популярная литература. Благо, сегодня есть Интернет. А Ингмара Бергмана можно поблагодарить за то, что он смог открыть дверь в ваш внутренний мир. Если, конечно, вы сами не испугаетесь своей настоящей «персоны».

«Культовый кадр», цит. из х/ф «Персона», реж. Ингмар Бергман, 1966 г.
«Культовый кадр», цит. из х/ф «Персона», реж. Ингмар Бергман, 1966 г.