Найти тему
Записки бешеного графомана

История про обучение отличников лётной подготовке

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**

Есть т. н. «синдром отличника». Способный парень, который учился в школе и училище отлично (теория), а затем приступил к лётному обучению - при сложностях в освоении азов лётной работы (а сложности в той или иной степени бывают у большинства курсантов), начинает зацикливаться на своих проблемах. И это психологически объяснимо - всю свою недолгую жизнь до этого он был примером для остальных, учился отлично, всё давалось легко и вдруг... его товарищ, который с математикой (физикой, аэродинамикой) обращался к нему за помощью - летает гораздо лучше...

И здесь ещё играет свою роль лёгкое отношение «не отличника» к замечаниям и временным трудностям - он к этому привык, относится легко (подумаешь, завтра лучше подготовлюсь и слетаю хорошо). А для отличника зачастую это шок - впервые в жизни он что-то осваивает с трудом. И вот в такой ситуации инструктору очень непросто найти тот, нужный и правильный подход к такому курсанту, чтобы не дать ему «уйти в себя» с его проблемами.

**

С пятого класса средней школы, прочитав «Повесть о настоящем человеке», мечтал поступить в Качинское училище лётчиков, а после окончания попасть в ЛИИ им. Громова, испытателем. Но на ВВК забраковали по зрению. Пришлось выбирать путь военного инженера.

А вот уже после поступления, на ВВК, оказалось, что за 4 месяца у меня рост изменился с 175 см до 182, то есть, если бы и поступил, отчислили бы за превышение роста. Потом по службе часто пересекался с лётчиками, оказывается, что у них не такое хорошее здоровье, как кажется.

**

Я бы для отличников начинал обучение со «швабры» - т. е. садишься на стул, завязываешь глаза, даёшь швабру в руки и для начала «объясняешь» тактильные ощущения. Дальше отрабатывается правильная посадка в кресле.

Психологической подготовки и готовности курсанта к полёту не было, ему просто негде и некогда знакомиться с новыми ощущениями. Рассказать о этих ощущениях никто не пытается. Всё сводится к получению навыков техники пилотирования. А у курсанта от новых ощущений мозг кипит.

**

Большое заблуждение, что после выпуска лучших оставляли инструкторами. В подавляющем большинстве случаев оставляли в этом качестве слабо осваивавших на выпускных курсах боевые самолёты. Вот их пачками отправляли инструкторами на Л-29-39, где их обучали на инструктора. Были случаи у «опытных» инструкторов, которые уже «по форме лица определяли», будет курсант Кожедубом или нет.

**

Спортсмены имели преимущество только во время сборов при подготовке к соревнованиям. А с учёбой никто ничего не обещал. Были где-то мастера, но это не те, кто будут потом службу тянуть. Так и будут где-то прикомандированные, пока спорт не закончится. У нас курсант на соревнованиях в училище 240 подъёмов переворотом сделал.

**

Психофизиологические особенности выявляются на профотборе при поступлении, а методика обучения для всех одинаковая. У инструкторов, не списавших ни одного курсанта, все успешно выпускались и летали дальше без проблем. Списывали "не желавших", понявших, что это не их "хлеб", а также тех, кто превысил допустимое количество вывозных и не проявлял роста навыков.

Читайте также: Забавная история про армейский сон

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.