Моя первая попытка посмотреть "Власть пса" состоялась 2 месяца назад. Тогда я осилил полчаса этой тягомотины и решил, что дальше мучаться смысла нет. И вот, объявляют номинантов на "Оскар", и это кино получает 12 номинаций. Больше номинаций, чем "Не смотрите наверх", "Аллея кошмаров" и "Лакричная пицца" вместе взятые (а эти фильмы я считаю лучшими за прошедший год).
С трудом заглушив внутренний голос, который нашёптывал, что не надо во всё это лезть, я заставил себя включить фильм и отсмотреть все 126 минут с самого начала и до победного конца. Просто чтобы убедиться, что я ничего не упустил, а затем, с чувством выполненного долга, составить мнение о полностью просмотренной картине. И если вкратце, то я считаю, что "Власть пса" — это 15-минутная короткометражка, которую растянули больше, чем на 2 часа. А теперь подробнее. Дальше будут спойлеры.
О сюжете
Двое братьев Фил (Бенедикт Камбербэтч) и Джордж — владельцы крупного ранчо. Фил грубый, пьющий, неопрятный и живущий работой человек. Джордж наоборот — мягкотелый и правильный чистюля, а теперь ещё и хочет жениться на девушке Роуз, у которой есть сын Питер. Фил это не особо одобряет, так как ему кажется, что Роуз видит в его брате просто денежный мешок, а её сынок его откровенно выбешивает своими женскими повадками. Но Джордж всё равно женится. Так все четверо начинают жить в одном доме, и грубый Фил, естественно, всех потихоньку выводит из себя. Потому что хотя он и одинокий человек, но было гораздо лучше, когда он делил жизнь только с родным братом... Здесь надо прерваться и сказать, что к этому моменту уже прошло 80 минут фильма. 80 минут на завязку истории.
Следующие 40 минут мы наблюдаем за тем, как конфликт между героями переходит в острую фазу. Роуз видит, что вышла замуж за идиота, которому на неё наплевать, плюс её продолжает выводить из себя Фил, поэтому она с горя начинает пить. Одновременно Фил сближается с её сыном Питером и пытается его воспитать, а затем оказывается, что он испытывает к нему чувства. Ну а дальше Питер просто убивает Фила. И финальный кадр: Питер смотрит в окно, видит, как его родители вернулись счастливыми с похорон Фила и улыбается. Конец истории.
О чём это?
По моему описанию могло показаться, что вообще ни о чём, но нет, смысл в фильме есть, и он достаточно легко считывается. "Власть пса" вся построена на психологических тонкостях в отношения между персонажами. Каждый из героев одинок, и каждый в попытках избавиться от одиночества использует для этого других. Филу для этого нужен его брат Джордж. Поэтому когда Джордж женится, это делает жизнь Фила невыносимой — у него и так с братом были не то чтобы самые близкие отношения, но тот хотя бы круглосуточно был под боком, а теперь нет.
В свою очередь Джорджу нужна Роуз. Он прямым текстом ей говорит в одной из сцен: "Какое счастье — не быть одному". Но после этого начинает относиться к ней как к цирковой зверушке, которую можно выставлять напоказ, не заботясь о том, чего хочет она сама. Собственно, именно это главная причина, по которой Роуз начинает пить. И Джордж ей никак не помогает справиться с зависимостью. Под конец Роуз уже много месяцев круглыми сутками ищет решение на дне бутылки, а Джорджа нам не показывают вообще, как будто его в принципе не существует. Как, кстати, и сына. Отношения Роуз с Питером максимально формальные, между ними нет никакой близости или понимания. Джорджу на него тоже плевать, он буквально за все два часа не говорит ему ни слова.
Наконец, связь между гадким Филом и Питером. Большую часть фильма Фил открыто смеётся над парнишкой, издеваясь над его женственностью, но затем решает с ним сблизиться. На какое-то время возникает ощущение, что Фил решил воспитать Питера, но потом всё вписывается в общую схему. Оказывается, что у Фила когда-то была связь с его кумиром Бронко Генри, и именно поэтому он теперь сблизился с пацаном. В кульминации следует банальнейшая фрейдистская сцена с общим раскуриванием сигареты, после которой мы уже видим, как Фил умирает, и коварный шкет в финальном кадре смотрит, как его родители обнимаются за окном. Шалость удалась. Мальчик убил плохого дядю и спас семью от абьюзера.
Итог: художественный фильм "Власть пса", видимо, рассказывает нам о том, что мы все используем друг друга только чтобы не чувствовать себя одинокими, а любви на свете нет.
Откуда 12 номинаций на "Оскар"?
Думаю, вы уже поняли. Всё просто — фильм прекрасен с точки зрения повестки. Во-первых, в сюжете поднимаются соответствующие темы. Там даже есть пригоршня феминизма, когда Роуз разговаривает с Питером, и он её спрашивает: "Это всё из-за Фила?". А она отвечает: "Он всего лишь мужчина. Ещё один мужчина". Во-вторых, фильм снят женщиной — тоже очень важный пункт. Добавлю, что 3 из 12 номинаций вполне заслужены — Камбербэтч действительно круто играет, художник-постановщик провёл отличную работу, а саундтрек хорошо дополняет повествование. Но всё остальное... Не будь в истории этих толерантных тем — и на неё бы никто не обратил особого внимания.
Единственное, что мне показалось в этом кино интересным — это то, что под конец Фил кажется единственным положительным героем во всей истории. Потому что он один говорил что думал и делал что хотел, пока остальные занимались бесконечным нытьём. Разумеется, он сволочь. Но по крайней мере сволочь честная, и это подкупает. Однако я уверен, что режиссёр Джейн Кэмпион этого смысла в фильм не вкладывала. Её посыл вполне однозначный — Фила надо было просто убить, чтобы всё стало хорошо. И этот надуманный, бестолковый хэппи-энд с обнимашками выглядит максимально фальшиво, потому что Фил не был причиной всех несчастий — герои сами себя обманывали и получали за это. А что вы думаете о фильме? Ставьте лайк и оставляйте комментарий!
Тут ещё:
Аллея кошмаров — ваш шанс вернуть себе веру в кинематограф