Найти тему
Вижу красоту

#СИЛАВПАМЯТИ: Балет в фарфоре Эльвиры Еропкиной

Эльвира Игоревна Еропкина в своей мастерской. ЛФЗ
Эльвира Игоревна Еропкина в своей мастерской. ЛФЗ

Друзья, в честь дня рождения скульптора Эльвиры Игоревны Еропкиной (11.04.1944–27.08.2004) хочу процитировать книгу, рассказывающую о её знаменитом балетном цикле, и проиллюстрировать текст фотографиями произведений из Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.

-2
Эльвира Еропкина: Фарфор, керамика. / Сост.: М.П. Тубли. – СПб.: Алаборг, 2009. – 216 с.: 426 ил.

Наиболее известные публике работы Э.И. Еропкиной, посвящённые «золотому веку русского балета», дягилевским «Русским сезонам», были созданы в 1988–1991 годах. Надо вспомнить, что Эльвира в детстве довольно долго занималась игрой на скрипке, имела прекрасный музыкальный слух (это, кстати, хорошо ощутимо в ритмическом построении планов и векторов масс её пластики) и обожала балетное искусство. Она собирала альбомы по русскому балету, мемуарную балетную литературу, включая воспоминания М. Фокина, А. Бенуа, книги и альбомы по театрально-декорационному искусству, прекрасно знала историю дягилевской антрепризы, её художественное наследие.

Как скульптора её всегда привлекала тема танца, в котором пластика тела особо выразительна в раскрытии музыкального образа. <…> Первой в «балетной серии» из четырёх фигур была создана скульптура «Жар-птица» по мотивам известного костюма Льва Бакста к балету И. Стравинского. Изобразительной основой послужили интервью с Э.И. Еропкиной, конечно, фотографии Т. Карсавиной, хотя портретность здесь скорее подразумевается, чем присутствует. Художника волнует не мемориальность темы, а характер балетного движения, передача в фарфоре музыкальной ритмики. Костюм, предложенный бакстовским эскизом, несколько адаптирован под скульптуру, исчезла его экзотическая пышность, зато более открытые обнажённые руки и ноги танцовщицы предельно характерны и выразительны.

В статуэтках, исполненных по мотивам эскизов А. Бенуа к «Петрушке», костюмы героев воспроизводятся скульптором достаточно точно. Но их пластика, в особенности фигур Балерины и Арапа, конечно, «протанцована» скульптором.

Широко распахнутые глазки Балерины, прижатая к сердцу ладонь безнадежно влюблённого Петрушки, «свирепость» Арапа – во всём этом великолепно передана балаганная кукольность героев, театральность ситуации, нервные ритмы музыки И. Стравинского.

Эльвира делает вариант «Балерины», в котором сама придумывает декор костюма. Эта работа толкает её на создание своей куклы, выполненной традиционными средствами (головка, ручки и ножки – из фарфора, тело и наряд – из мягких материалов). Здесь воплощён идеальный образ сказочной, карнавальной «маркизы», независимый от исторических прототипов.

Балетная серия вместе с другими работами была показана художником в 1990 году в Миннеаполисе (США), куда Эльвира была приглашена (совместно с И.С. Олевской) для участия в работе конгресса Международной ассоциации художников фарфора, в члены которой в «Русский день» она была тогда принята.

Эльвира Еропкина (автор модели и росписи). Корпус для часов «Настроение». 1991. ЛФЗ. Высота 19,3 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-13949. Госкаталог: 24654188. Источник: goskatalog.ru
Эльвира Еропкина (автор модели и росписи). Корпус для часов «Настроение». 1991. ЛФЗ. Высота 19,3 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-13949. Госкаталог: 24654188. Источник: goskatalog.ru

В 1991 году художник завершает тему «русских сезонов» часами «Настроение», в которых с одной стороны корпуса часов, сделанного в виде паркового павильона, стоит легкомысленная Балерина, а с другой – сидит грустный Петрушка. Интересно то, что герои балета, освободившись от поз, заданных эскизами А. Бенуа, поставленные в среду и мизансцену, придуманную Еропкиной, ощутимо утратили свою исходную кукольность. Сохраняя традиционные маски (Петрушка печален, а Балерина кокетлива), они, тем не менее, становятся «живыми», милыми и сентиментальными персонажами, сведенными в диалоговую ситуацию уже на одном пьедестале. Необычайно тепла, музыкальна и в меру иронична интонация этого «фарфорового флирта». Перед нами, может быть, последняя реминисценция петербургского эстетизма мирискуснической традиции.

-9
Петрушка // Балет: энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 623 с. с илл. – С. 401.

«Петрушка» – балет (потешные сцены) в 4-х картинах. Композитор И.Ф. Стравинский, сценография И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа. Балетмейстер М.М. Фокин. 13 июня 1911, Русский балет Дягилева, театр «Шатле», Париж. Петрушка – В.Ф. Нижинский. Балерина – Т.П. Карсавина. Арап – А.А. Орлов. Фокусник – Э. Чеккетти.

Масленичное гулянье на Адмиралтейской площади в Петербурге в 1830-х годах. Куклы Петрушка, Арап и Балерина, оживлённые магией Фокусника, разыгрывают свою драму любви и ревности. Толпа равнодушна к страданиям Петрушки (наиболее «очеловеченного» из персонажей), даже когда он погибает от удара сабли разъярённого Арапа. В финале герой обнаруживает свою двойственную, «непознаваемую» природу: тень убитого Петрушки появляется над театриком и грозит Фокуснику.

Анна Ахматова в 1943 году напишет свою «Поэму без героя», и там «Петрушкина маска» и «кучерская пляска» появятся в карусели образов Серебряного века.

Вера Красовская. БАЛЕТ СКВОЗЬ ЛИТЕРАТУРУ. АННА АХМАТОВА // Петербургский театральный журнал

Дягилев первым дал балет «Петрушка» (1911), детище Стравинского, Фокина и Александра Бенуа, Нижинского и Карсавиной. Отзвуки события отдаются во второй главе ахматовской поэмы – как отголоски угасавшего мира, как наглядные предвестья его гибели.

В «Петрушке» над серебряным веком серебряная луна освещает картину масленичного гулянья. Набирает силу стихия толпы «в гривах, в сбруях, в мучных обозах, в размалеванных чайных розах». Здесь вольные переборы танца, смена фигур и групп. И в потоке забав —

До смешного близка развязка:

из-за ширм Петрушкина маска,

вкруг костров кучерская пляска,

над дворцом чёрно-жёлтый стяг…

Реальность сплетена с представлением. Канун трагедии опрокинут в развесёлое с виду зрелище. Кривляется, страдает и гибнет Петрушка, покинутый легкомысленной Балериной.

Была в тогдашнем репертуаре Карсавиной и другая роль, уже и впрямь Коломбина: фарфоровая куколка в балете Фокина «Карнавал» на музыку Шумана. Может быть, Ахматова имела в виду как раз её?

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив #силавпамяти