Найти тему
НУАР-NOIR

Тьма в конце тоннеля. Особенности нуарного финала

-2

Безрадостный финал или, по меньшей мере, отсутствие однозначного хэппи-энда всегда было отличительной чертой нуара во всех его проявлениях. Иногда даже специально планировалось «разбавить мрак», дабы не вызывать излишне пессимистичного настроения зрителя.

Так, например, произошло в классическом «советском нуаре» «Место встречи изменить нельзя» (1979), когда было решено «оставить в живых» Варю Синичкину. Как вы, наверное, догадались, сегодня мы говорим о типологии нуарных концовок. И будем двигаться по направлению от оптимизма к пессимизму.

Самым благоприятным исходом фильма можно полагать, когда главные герои (он и она) всё-таки остались в живых. Хотя по сюжету вокруг них и возникло множество покойных. Это можем наблюдать в «Глубоком сне» (1946).

Есть обманчивые концовки. Вроде бы протагонист погиб. Вы уже готовитесь всплакнуть, как вдруг вплывают «особые обстоятельства». В качестве примера приводим «Смерть телохранителя» (1987).

Бывают завершения в стиле сдержанного пафоса. Ничего не удалось добиться, никого из преступников не наказали, но главный герой полон сил бороться дальше. Это мы можем видеть в советском триллере «Следы оборотня» (1986).

К подобной концовке примыкает «загадочный финал», характерный для значительной части эпизодов «Секретных материалов». Все улики пропадают, расследование прекращено, но не исключено, что в будущем всё-таки возобновится.

Есть вариант стаус-кво. То есть как бы преступники наказаны, даже положительные герои отчасти живы. Но истинные заказчики злодеяния так и остались «в тени». Мы можем видеть это как в первом сезоне «Настоящего детектива», так и в испанском триллере «Миниатюрный остров» (2014).

Бывают многообещающие завершения. То есть по факту главный герои всё-таки проиграл, но если он наберется терпения, то может всё исправить. Подобное мы замечаем в фильме «Направь их в ад, Мэлоун» (2009), когда детектив перебирает множество телефонных номеров, в надежде попасть на «нужный»

Бывают недоуменные финалы. Обычно их связывают с темой развенчания мифа о частном детективе. Тот в итоге делает всё только хуже, чем было вначале. В итоге гибнет одна из героинь, что находится на его совести. Вспоминаем «Китайский квартал» (1974) и «Ночные ходы» (1975).

Случается, что главный герой сам предает доверившуюся ему девушку. Мол, я циник и закон превыше всего. Такое мы можем наблюдать и в классическом «Мальтийском соколе» (1941) и китайской ленте «Черный уголь, тонкий лёд» (2014)

В криминальном кино весьма популярна тема гибели всех главных героев. Тут есть вариации: одно дело, когда это своего рода «взаимозачет», то есть фатум настиг всех, ибо все небезгрешны. Можно вспомнить и «Скорпиона» (1973), и оригинального «Механика» (1972).

Кадр из фильма "Галвестон" (2018)
Кадр из фильма "Галвестон" (2018)

А бывает, что режиссер специально погружает вас в беспросветный мрак отчаяния, ибо жизнь она штука жестокая. Именно так случилось в нео-нуаре «Галвестон» (2018), который говорит о том, что от судьбы не убежишь.