Всероссийская реновация: что мешает комплексному развитию территорий КРТ?
В 2020 году был принят закон о комплексном развитии территорий – КРТ, и уже год он действует!
Предполагается, что механизм КРТ позволит запустить всероссийскую реновацию, сформировать комфортную среду для жизни и работы граждан, обеспечить людей собственным современным жильем.
Однако, на мой взгляд, главным барьером для формирования качественной городской среды и роста темпов жилищного строительства в стране по-прежнему является низкий уровень градостроительной документации в регионах.
На большинстве территорий отсутствуют актуальные документы градостроительного планирования. Именно они лежат в основе всей градостроительной деятельности.
Руководство территорий в отсутствии соответствующей объективной градостроительной документации часто принимает ошибочные решения, связанные с городским развитием. А девелопер вынужден развивать локации без понимания перспектив конкретной территории.
Тем не менее, в РФ фиксируется рост объемов строительства жилья, что приводит к хаотичности застройки, дисбалансах в уровне обеспеченности социальной и иной инфраструктурой даже внутри одного населенного пункта. Возводятся жилые комплексы не обеспеченные детскими садами и школами.
Много случаев, когда построенные дома не могут подключить к коммунальной инфраструктуре, т.к. нет мощностей или по причине изношенности коммуникаций. Острейшая проблема, когда уже в ходе возведения дома выясняются ограничения со стороны природоохраны или охраны культурных памятников, ОКН и т.п. Также встречаются ситуации ограничивающие развитие территорий в виду нахождения на них ветхих объектов Минобороны и МЧС (бомбоубежища, полуразрушенные гаражи и т.п.). Такие проблемы чаще всего приводят к долгостроям и социальной напряженности.
Эксперты справедливо полагают, для полноценного запуска механизма КРТ в регионах необходимо создать институт градостроительного проектирования в России, задачей которого будет проведение экспертизы проектов КРТ или разработка базовой градостроительной документации для территорий. Система градостроительного проектирования может состоять из комплекса учреждений (в т.ч. уже действующих) компетенции и полномочия которых подтверждены Минстроем России.
Вероятно, целесообразно централизовать хотя бы на первом этапе, экспертизу градостроительной документации наиболее значимых городов и населенных пунктов. В регионах и городах приоритетного развития должны действовать институты развития соответствующих территорий. Такие институты уже созданы в Москве, Казани, Новосибирске и доказали свою эффективность.
Эксперты отмечают необходимость создания
Института по формированию системы градостроительного проектирования в России, и координировать его должен один государственный орган – Минстрой России.
Более того в ведение Минстроя необходимо передать все полномочия по формированию градостроительной деятельности, все что предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации (пока это не так - до сих пор остаются полномочия у Минэкономразвития РФ в части формирования схем территориального планирования, отдельные полномочия у Минприроды, Минкультуры и др. ведомств).
Когда будет ответственный федеральный орган исполнительной власти (Минстрой России?), тогда проблему КРТ получится решить! Правительство в этом направлении уже работает в части взаимодействия с Минэкономразвития.