Найти тему

Отражение образовательных тенденций в современном кино

Фильм «Еще по одной» или «Druk» лауреат премии Оскар, лучший фильм на иностранном языке. История про учителей, решивших поучаствовать в социальном эксперименте. Они хотят выяснить удастся ли наладить жизнь, если постоянно выпивать.

Основная идея картины высказывается главным героем — учителем истории Мартином. В мире не все однозначно. Алкоголики могут быть великими писателями и выигрывать войны. А трезвенники становятся диктаторами. Только в детских книжках легко провести грань между хорошим и плохим. В жизни всё сложнее. Это богатая тема: есть о чем поговорить и подумать, но для меня этот фильм про образование. Точнее про то, что с ним происходит сегодня.

В фильме есть момент, когда к главному герою приходят родители. Они недовольны низкой успеваемостью своих детей. Фильм датский, но подростки в любой стране похожи. В начале картины показывают, как они напиваются и дебоширят. В школе сидят в телефонах, игнорируют и не уважительно относятся к учителям. Но по мнению их родителей, всё это никак не связано с низкими оценками. Вина на учителях.

Когда я училась в университете большинство преподавателей резко реагировали на заявление о том, что образование относится к сфере услуг. Я тогда подрабатывала репетитором и мне казалось это странным. Я же оказываю образовательные услуги.

Со временем проблема проявилась. Основная цель любой оказанной услуги — удовлетворить желание клиента. Но кто является получателем образовательных услуг? Чьи желания должны быть удовлетворены? Детей, родителей или государства?

Дети, в большинстве своём, хотят, чтобы от них отстали и дали спокойно играть в видеоигры, тусоваться с друзьями, смотреть видео на ютубе. Многие из них не понимают, зачем вообще нужно учиться.

Чего хотят родители? Достойного образования для своих детей? Безусловно, да. Но как понять, что мы движемся к этой цели? Многие полагают, что хорошие оценки это показатель того, что ребенок успешно осваивает программу. Но школьные отметки субъективны и не отражают реального положения дел.

В последнее время стали проскальзывать заявления, что дети должны получать удовольствие от обучения. Им должно быть весело и интересно. Как в этом фильме. Главные герой перестал учить и стал развлекать. Я не против того, что с детьми можно пошутить, можно проводить развлекательные уроки. Но стоит помнить простую истину: «Делу время, потехе час». Обучение это тяжело. Когда человек учится чему-то новому, его мозг физически перестраивается. Образуются новые нейронные связи. Это трудная работа, которая вознаграждается со временем.

В какой-то момент усилия, потраченные на то, чтобы заставлять себя учиться, окупаются. Но должно пройти время. Если ребенок говорит, что ему тяжело учится, значит он действительно работает. Потому что легким этот процесс не может быть по своей сути. Самые успешные мои ученики после каждого занятие говорят, что их мозг кипит. В этот момент я понимаю, что время потрачено не зря и с чистой совестью отпускаю отдыхать.

Работа учителя состоит не в том, чтобы развлекать детей. А в том, чтобы подготовить их к будущему. Так что, если я и оказываю услуги, то человеку, который вырастет из этого ребенка. Чтобы у него не было страха перед трудностями. Потому что всё по-настоящему ценное в этом мире даётся через усилия. И можно научиться получать удовольствия от этого.