Найти в Дзене

«Три тополя на Плющихе». История создания фильма.

Фильм родился именно из этой песни, поразившей режиссера Татьяну Лиознову. В ней не было ничего о случайной встрече деревенской женщины и московского таксиста. Но была такая нежность, от которой сердце сжимается и сейчас, пятьдесят лет спустя.

Именно с этой песни и началось создание известного фильма. Фильма, над которым плакало ни одно поколение женщин с нелегкой судьбой.

Лиознова Татьяна Михайловна, режиссер
Лиознова Татьяна Михайловна, режиссер

Режиссер Татьяна Лиознова, услышав однажды песню, поняла, все, «песня меня захватила». Женщина поет, а как будто рассказывает про своего любимого, космонавта. Вот он мчится в этом своем корабле в холодной бездне, смотрит сверху на нашу голубую планету. Женщина ждет, переживает и волнуется. Вокруг неее миллионы людей, а ей кажется — пусто, нет никого. Такси спешат, листья падают, но это все не по-настоящему; в ее настоящем только мужчина, который летит где-то там, так далеко, что представить невозможно, и все звезды мира дарят ему свою нежность. Майя Кристалинская исполнила «Нежность» так, что ее ставили в один ряд с «Журавлями» Бернеса и «Тремя вальсами» Клавдии Шульженко. Ее голос тоже был каким-то космосом...

Майя Кристалинская
Майя Кристалинская

Татьяна Лиознова долго жила под впечатлением этой песни, точнее даже сказать, под влиянием. Она старалась придумать историю, в контексте которой эта песня прозвучала бы. Что-то набрасывала, записывала – все было не то. А потом прочитала рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке»:
«— Спит она, — сказала девочка раздраженно. — Она и стоя уснет. Как клуха.
— Уходили вы свою мать, Анну Григорьевну. — Старик вздохнул. — А какая она была! Привез ее Гриша к нам на Оку, и вроде света в деревне прибавилось. А он ее, видишь, себе привез.
— А как же? — удивилась девочка.
— На работы. В каторгу».

-4

Татьяна прочла этот рассказ и поняла: вот, пожалуй, и все, поиск истории завершен. Фильм будет про то, как простая сельская женщина встретила интеллигентного московского таксиста. Они провели вместе всего два часа, и Нюра вернулась к своему подловатому грубому мужу, в хорошую сытую семейную жизнь... Но как раньше уже не будет. Потому что Нюра уже другая.

Москва, Плющиха
Москва, Плющиха

Сейчас начинаешь читать этот рассказ, и книжные диалоги звучат в голове голосами актеров с первой же страницы.
— Меня слушай, — ворчит Гриша, и мы слышим Вячеслава Шалевича. — Нинке отдашь ветчину, которая в тряпке, и не больше, а то станет нашей ветчиной кобелей приваживать! Остальную продать. Ехай на Даниловский: туда ближе, и цена там хорошая.
— А если не дадут цены? — тревожится Нюра мягким голосом Татьяны Дорониной.

-6

Вы можете представить себе других актеров в главных ролях этого фильма? Конечно же нет. Сценарий будто написан для них. Для них создан. Доронина, Шалевич и Олег Ефремов. Татьяна Лиознова не устраивала кастинга, только фотопробы, но актеры, которых она пригласила в фильм, сомневались и артачились. Шалевичу страшно не нравился Гриша, и его можно понять. Актер говорил, что он и так достаточно сыграл отрицательных ролей, с него хватит. Татьяна говорила, что видела все его роли: «Поверь, что такой у тебя не было». И Шалевич согласился.

-7

Дорониной не нравилась роль Нюры. Ей не хотелось быть кинематографической колхозницей: с накрашенными губами, ресницами, подведенными глазами. И без этого нельзя: как говорила актриса в одном интервью, такая она, особая страна с названием «Русская женщина». И тут ей показали фотографии, результаты фотопроб. На них она была настоящей, обаятельной, прекрасной. С фотографий смотрело лицо без макияжа – живая, веселая и нежная Нюра.

-8

«Три тополя на Плющихе» снимали больше года. Режиссер придавала значение каждой детали, каждой мелочи. После выхода актеры вспоминали, что если в сценарии было написано «на стене висит авоська, полная спичечных коробков», то съемки не начинались, пока на стене не появлялась эта треклятая авоська со спичками. Только так.

-9

Между дублями Лиознова все время слушала «Нежность», она знала, что песня должна быть в фильме, но не могла придумать, где именно. Песня была еще одной главной героиней фильма, уже даже трудно было не напевать постоянно: «Опустела без тебя-я-я земля», и все напевали... Лиознова попросила Пахмутову написать всю музыку к фильму. Александра Николаевна отказала со словами: "Нет, песню берите, конечно, а специально писать ничего не буду".

-10

Сейчас странно представить, но «Нежность» в первые годы своей жизни не была никаким шлягером. Можно смело сказать, что Татьяна Лиознова первая смогла прочувствовать ее, понять, услышать. А когда Майя Кристалинская впервые исполнила «Нежность» в Колонном зале Дома союзов, повисла ледяная тишина. Певица уходила со сцены под стук своих каблуков. На авторов обрушились критики: зачем вы написали про какого-то французского летчика? Что еще за Экзюпери? Написали бы про Чкалова тогда уж... Популярной «Нежность» стала только после «Трех тополей на Плющихе», а потом, когда погиб Гагарин, люди стали считать ее реквиемом по первому космонавту и полюбили еще сильнее... Но до этого оставалось еще несколько лет, а пока что Лиознова уговорила Пахмутову посмотреть отснятый материал. Пахмутова пришла из вежливости, увидела крупные планы Олега Ефремова и сказала: "Напишу всю музыку к фильму". Олег Ефремов на этих кадрах был бесподобен...

-11

Съемки фильма были достаточно напряженными: на одну съемочную площадку двух королев было, пожалуй, многовато. Обе Татьяны были лидерами, со сложными характерами и собственным мнением. Но это не мешало им уважать и бережно относится к профессионализму друг друга. В фильме должна была быть сцена приезда Нюры в Москву – вагоны, паровозы, вокзал... Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься. Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: «А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что сейчас одно из двух: она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет – отказалась от съемок этой сцены».

-12

Когда фильм «Три тополя на Плющихе» вышел на экраны, зрительницы ходили на него по нескольку раз. Каждая тайно надеялась, что в следующий раз все кончится хорошо, что Нюра выйдет к Саше. Лиознова получала мешки писем с просьбой переделать финал. Но жизнь такова, какова она есть. Естественно, Нюра не могла не вернуться к мужу. Она с блеском справилась с его заданием, выгодно продала мясо, привезла всем подарки. Она вернулась в жизнь, в которой все как у людей и даже гораздо лучше, в которой, как ей кажется, она вполне счастлива, и вдруг слышит по радио песню «Нежность». На глаза Нюры набегают слезы, она все понимает, а вместе с ней все понимают и зрители. Господи, да какое там счастье, это же ад! Холодная, ледяная пустыня! Просто раньше она этого не видела. А теперь видит, понимает, чувствует. Нюра, не плачь. Твоему сердцу больно, зато теперь оно живо.

-13

Дорогие друзья! На моем канале вы найдете множество статей на совершенно разные темы. Здесь есть изумительные картины и прекрасные художники. Рассуждения о жизни и о счастье. Минутки юмора и ностальгии. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, скучно не будет!