Найти тему
Предпринимай!

Не быть букашкой: как противостоять волоките

Оглавление

Предпринимателям приходится сталкиваться со множеством различных трудностей. Финансовые кризисы, скачки курса валют, закрытие границ, изменение правил торговли, демпинг конкурентов и многое другое. Умение законно преодолевать их необходимо для успеха. Но порой на пути встают административные барьеры. Сегодня расскажем, как бороться с бюрократией.

Маленький бизнес и большие отчеты

Прежде всего стоит отметить, что бюрократия бывает двух видов: внутренняя и внешняя. Первая проистекает из бизнес-процессов, которые сложились внутри компании по тем или иным причинам. Например, необходимость согласовывать заявку на приобретение оборудования со всеми замами, а не только с профильным. Вторая же, как несложно догадаться, является следствием взаимодействия с госорганами.

Победить внутреннюю волокиту можно модернизацией управленческих процессов и систем. В частности, необходимо сделать так, чтобы описание процессов совпадали с реальным их ходом. С момента старта многие вещи могут частично или полностью утратить актуальность. Инструкции, которые не выполняются – первый и главный источник бюрократии.

Кроме того, у каждого процесса должен быть владелец. То есть, ответственное лицо, которое владеет его ресурсами, принимает решения, контролирует выполнение и способно отчитаться в любой момент. Как только у процесса появляется владелец, он определяет достаточную степень детализации и ключевые показатели. Тогда потребность в лишних шагах отпадет. В противном же случае вы рискуете получить рязановский пиджак, где к пуговицам претензий нет – но и носить его невозможно.

У работников же должно быть четкое понимание того, как устроены внутренние процессы компании. И каким образом они могут на них влиять. Ведь даже самый талантливый руководитель не может предусмотреть всего. А некоторые моменты, требующие оптимизации, и вовсе видны только с уровня исполнителя.

Не ради бумажки

Внешняя бюрократия часто воспринимается как безусловное зло. Но стоит помнить, что она – защитная система, призванная отвадить недобросовестных дельцов. Ведь лучше пройти сложную процедуру, чем лишиться бизнеса! Государство же со своей стороны пытается создавать условия, способствующие упрощению для предпринимателей официальной деятельности.

Например, регистрация ИП больше не представляет из себя сложного многоступенчатого квеста, как это было ранее. Теперь от заявителя требуются заявление, копия всех страниц паспорта, квитанция об оплате госпошлины и уведомление о переходе на УСН. Последняя, в свою очередь, помогает снизить долю бюрократического бремени – заменяет три налога (НДС, НДФЛ и налога на имущество) одним.

С другой стороны, надзорные органы порой могут “заморозить” деятельность предприятия на некий срок. Да и в процессе самой проверки работать с той же эффективностью не всегда удается. Впрочем, для ухода от излишних бюрократических процедур тоже сделано многое. И по большей части, это относится к развитию электронного документооборота. Сегодня “в цифре” можно подать процессуальные документы в арбитражные суды, отчетность в налоговые органы. Или получить выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРН и так далее. Была бы ЭЦП.

Электронный документооборот не только экономит время обеих сторон, но также делает взаимодействие прозрачным. Это централизованная структура, систематизированное хранение и обезличенный процесс согласования. То есть, значительно снижается шанс нарваться на излишние барьеры, если вы “просто не понравились” ответственному чиновнику. Если документы в порядке – решение не заставит себя долго ждать.

Взять барьер

Остается последняя причина волокиты – злонамеренное затягивание процессов. Многие процедуры, даже электронные, оставляют некую временную “вилку”. Это необходимо исполнителю, чтобы должным образом проверить все документы, а порой принимается во внимание его высокая загруженность. Тем не менее, недобросовестные чиновники порой используют это в корыстных целях.

В законодательстве прописан ряд принципов защиты прав юрлиц и ИП при проведении государственного контроля или надзора. Во-первых, предмет проверки должен соответствовать компетенции контролирующего органа. Во-вторых, проверочные мероприятия должны быть учтены в журнале. И в-третьих, проверочные мероприятия бесплатны. То же касается и госуслуг, оказываемых бизнесу. Оплачивать нужно только госпошлину в установленных случаях.

Если же чиновник явно медлит с рассмотрением вашего заявления, в очередной раз “заворачивает” пакет документов или грозит проверкой (а их, кстати, ограниченное количество за период времени) – налицо злоупотребление. И пора начинать отстаивать свои интересы. За помощью можно обратиться в Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы. Там есть сотрудники, которые специализируются на защите интересов бизнеса – они дадут исчерпывающую консультацию и подскажут, как действовать дальше. Заявку можно оставить через специальный сервис «Бизнесмаркет».