5,1K подписчиков

Забытые виртуозы. Публикация 1-я, Антонио Манчини

1,5K прочитали
Девочка с куклой, картина Антонио Манчини, фрагмент.
Девочка с куклой, картина Антонио Манчини, фрагмент.

Мастеров, которые были в своё время знамениты, а потом их имена как-то затерялись в нагромождениях новых стилей, веяний, эпох — немало. В последнее время тут и там мелькают публикации о Бугро, пару раз мне попадался Семирадский. Слава Богу, уже не числятся среди забытых имён Джон Сарджент и Рамон Касас.

Внесу-ка и я свою лепту.

Антонио Манчини (1852 – 1930)

Он был родом из Рима. С раннего детства проявлял способности к рисованию. В возрасте 12 лет его приняли Институт Изящных искусств в Неаполе, где его педагогами были Доменико Морелли и Филиппо Палици. Манчини успешно осваивал программу и в 1872 году впервые выставил пару работ в Парижском салоне.

Он работал в русле направления, которое явилось своеобразным вариантом итальянского реализма и известно под названием «Веризм». Кстати говоря, последователи этого направления раньше, чем французские импрессионисты взяли курс на отказ от академической манеры письма и работу на пленэре. Однако сложилось так, что в Италии эти идеи «не выстрелили» - большинство «веристов» до конца жизни терпели нужду, поскольку их работы не пользовались популярностью вплоть до конца 19 века, а тогда было уже поздно - им на смену шли Модерн и Авангард. Презрительным названием, придуманным журналистами для этой группы художников было «Маккьяйоли» (macchia– «пятно») – то есть, «пятнающие», «пачкуны» - не всем так «повезло», как импрессионистам! Причина, конечно, в манере письма – сочетании ярких цветовых пятен без лессирующих теней, использовании открытого мазка.

Манчини специализировался на изображении уличных музыкантов и артистов, которых он мог наблюдать на площадях и улицах Италии. Особенно удавались ему образы детей. Картины с изображениями юных акробатов и других участников представлений, забавляющих зрителей, представляют собой одну из вершин творчества художника. Эти дети – с пышными, типично итальянскими прическами, одетые в яркие костюмы для представлений, конечно, очень живописны. Но они живописны не так, как герои многочисленных жанровых сцен, которые любили изображать художники, со всех концов света слетавшиеся на итальянскую «экзотику» с целью «усовершенствования живописного мастерства». Они показаны человеком, знающим эту жизнь изнутри, с изнанки. Их эмоции – не наигранные, не привязанные к нарочито приукрашенным «сценам из быта». Чаще всего они ничего особенно и не делают – скорее явно позируют художнику, и вот в этом-то скучном позировании он и умеет подсмотреть и передать проскальзывающие эмоции и настроения.

Его «Акробат» - тонкий, как тростинка, юный артист цирка, стоит одиноко на фоне стены, лишенном деталей. Видимо, готовится выступать на канате. И в этом контрасте фигуры и фона, безусловно, заключается новый подход к изображению натуры. Фигуры не аранжируются намеренно в некие псевдо-правдоподобные сцены. Интересное находится внутри самого мотива. Пластика фигуры, выражение лица, детали костюма – все обладает самостоятельной ценностью и смотрится свежо и сильно. Живопись Манчини – очень сочная и «вкусная», несмотря на достаточно темную даже для художника 19 столетия цветовую гамму. Именно эта склонность к использованию тёмных, очень насыщенных тонов и не даёт причислить художника к импрессионистам. Совсем не импрессионистичен и его повышенный интерес к передаче объемов. Его фигуры контрастнее, чем у любого импрессиониста. И вместе с тем, смотрите, какая фактура мазков! Он прямо-таки лепит форму, как скульптор, не только передаёт, но и усиливает природную «шероховатость» поверхностей.

А ведь он встречался с Дега и Мане! В 1870 он общался с ними в Париже. Он также водил дружбу с Джоном Сингером Сарджентом, и они весьма лестно отзывались о таланте друг друга (вот это как раз не удивительно). Но, в отличие от Сарджента, Манчини выбился из бедности только под конец жизни.

В 1881 году художник пережил нервный срыв. В 1883 году он на двадцать лет переселяется в Рим, а затем уезжает во Фраскати, где живёт до 1918 года. Все это время он едва сводит концы с концами – выручают друзья и немногочисленные поклонники его таланта, время от времени заказывающие ему свои портреты и покупающие работы. Только по окончании Первой Мировой его материальное положение улучшается, и он получает возможность работать спокойно.

Умер в Риме и был похоронен там же. На сегодняшний день его работы находятся в Национальной галерее современного искусства в Риме, в Музее Искусств в Турине, в парижском музее Орсэ и в других галереях Италии и Франции. Небольшая коллекция его картин имеется в Художественном Музее Филадельфии в США.

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.