Всем привет!
Волжский автозавод (ВАЗ) практически с момента своего запуска стал крупнейшим производителем отечественных автомобилей. Все мы знаем классические «Жигули», «Ниву», «Оку» и современные «Лады», но автогигант в Тольятти экспериментировал и с другими автомобилями, которые в серию пошли совсем в другом виде, в другом месте и в другое время. Один из таких – ВАЗ-Э1101, или «Чебурашка».
Идея создания нашего героя возникла еще в 1968 г. Интересно, что в серию эту машину запускать не планировали, а использовали проект как некий «разогрев» для специалистов новоиспеченного завода, чтобы те не сидели без дела и получали опыт для создания последующих моделей автомобилей. Индекс Э как раз подчеркивал, что модель экспериментальная.
Изначально всю конструкцию автомобиля разрабатывали самостоятельно, без зарубежных прототипов. Но даже тогда получилось создать нечто прогрессивное: ВАЗ-Э1101 получил передний привод (впервые в нашей стране) и абсолютно новый двигатель объемом около литра и мощностью 50 л. с. Внешний вид тоже по тем временам был оригинальным, светотехника была совсем не похожа на ту, что привыкли ставить на советские автомобили, а сидения получили подголовники:
И все же недостатки у этой машины были существенными. Выхлопные газы попадали прямо в салон, скорости переключались с усилием, а масло расходовалось очень быстро.
Однако волжские машиностроители не останавливались, и в 1973 г. выпустили новую версию автомобиля (см. первое фото). В нем уже угадывались многие черты серийного ВАЗ-2101, о котором я писал здесь. Мощность двигателя при этом повысилась до 55 лошадок.
Существовал и вариант с упрощенным кузовом, прозванный «Автороллер». Но этот проект был быстро заброшен: его посчитали слишком дорогим и неподходящим для советских реалий.
Третий же прототип, именованный «Ладога», появился в 1976 г. В то же время документация была отправлена на Запорожский автозавод, где на базе модели 1101 уже в 80х гг. появился ЗАЗ-1102 «Таврия»:
На Волжском же автозаводе проект ВАЗ-Э1101 свернули. Тем не менее, он стал ценным опытом для волжских машиностроителей. Недостатки экспериментальной модели старались исправить в серийных автомобилях, а отдельные элементы конструкции встречались и в «Ниве», и в ВАЗ-2108. Запорожский завод тоже как мог перенял этот опыт, выпустив «Таврию».
ВАЗ-Э1101 – эксперимент Волжского автозавода, который не стоит переоценивать. Благодаря ему заводчане сумели и освоить новые конструкции, и выявить многие недостатки, и дать опору коллегам из Украинской ССР. Во многом благодаря опытам с ВАЗ-Э1101 волжские автомобили стали самыми популярными в СССР.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!