На часах 12.35. Поезд замедляет ход и медленно подкатывает к вокзалу Воркуты. На этом заканчивается мое двухсуточное прибывание в поезде. Давно я так много не ездил, тем более вагон был старенький, как в детстве. Без кондера, зато с педалькой в туалете и санитарными зонами на станциях. Но нам не привыкать. Надо выходить из зоны комфорта, чтобы потом лучше чувствовать все прелести современной цивилизации.
Одной из причин, почему пришлось вспомнить олдовые поезда – это проблема транспортной доступности Воркуты. Это может показаться странным, ведь есть же железнодорожное сообщение, и аэропорт есть, что еще нужно, чтобы добраться с комфортом на далекий север. Вариант с самолетом отпал почти сразу, т.к. в Воркуту из Москвы три раза в неделю летает только компания Rusline – такие красненькие и беленькие небольшие самолёты Bombardier, но ценник за перелет сумасшедший – от 25 тысяч за 3 часа в одну и столько же в другую сторону, и это еще с ручной кладью. С багажом ценник был около 30 тысяч. Для сравнения, за месяц до этого я летал на Камчатку (больше 8 часов лететь) за 22 тысячи. Это все прелести монополии. Конкуренции нет. Либо лети быстро и комфортно, либо езжай на поезде.
Но с поездом тоже свои особенности. Есть хороший 42. Вагоны новые, едет без остановок на маленьких станциях. Время в пути – 1 д 17 часов. Плюсов у него много, но есть и минус, такой же, как у самолета – цена. Билет стоил около 7000 руб. в одну сторону. Есть еще обычный 376 поезд. В пути ровно 2 суток. Про его «прелести» я уже написал, но зато ценник демократический – 4100 руб. Отпуск у преподов приличный, книжек хотелось прочитать побольше, поэтому решил поехать по-простому с рабочим классом.
И вот наконец-то я вышел из вагона и ощутил твердый перрон под ногами. Кого-то из людей встречали, кто-то приехал на работу. Путешественников, типа меня, я не увидел. На улице было прохладно. Около +12 градусов. Вот то место, где можно спастись от московской жары. Правда у меня тут вышел небольшой конфуз. Уезжал из жары в шортах, с собой взял старенькие джинсы, но забыл взять ремень. Приходилось все время использовать свою сумку на пояс вместо ремня. Ну все, продышались северным воздухом. Пойдем знакомиться с Воркутой.
Привокзальная площадь. Чтобы особо не растягивать знакомство, сразу с вокзала ты понимаешь, что тебя ждут суровые будни. Площадь разбита. Идет неспешный ремонт. Я видел ее на старых фотография, когда тут было много людей, автобусов, кипела жизнь, люди приезжали с большой земли. Теперь, даже через несколько минут после прибытия поезда, тут пустынно. Вокзал находится на окраине, поэтому до центра города надо добираться на автобусе. Неприметная остановка, зато подъезжает олдовый Икарус. После вагона, этот автобус, как очередное напоминание из детства. Поехали.
За окном суровый северный пейзаж. Где-то жилые дома, здания РЖД, где-то уже разруха и пустота. Хммм, даже интересно, сколько раз я еще напишу слово «разруха» и «пустота»? Проезжаем знак на кругу – «67-ая параллель». Дальше катим по знакомой всем городам улице Ленина. Здесь моя остановка. Первые впечатления интересные. Я люблю сталинский ампир. Это были последние годы, когда в нашей стране строили что-то красивое. Потом на первое место вышло доступность, простота, но красота растворилась среди груды одинаковых панелек. Сразу бросается в глаза обшарпанность многих домов, но их красоту не могут скрыть выцветшие цвета и предательски отваливающаяся шпатлевка.
Остановился в гостинице «Горняк». Отношение «цена-качество» - шикарное. Все просто и хорошо. Быстро сбросив лишний груз, я побежал знакомиться с городом, о котором столько много слышал. Первое, что я вижу – это два дома под цифрой 1 по улице Мира и заброшенный корпус Политехнического техникума, где красуется надпись «Фаина тупая». Я еще не думал, что она будет казаться очень милой, т.к. весь город расписан различными похабными надписями, а рисованный член можно считать уже неофициальным символом этого города. Детишки шалят, но что им еще остается делать, когда тут так много притягивающей разрухи.
«Слава КПСС», «Миру мир» - ты сразу начинаешь пропитываться той эпохой, когда здесь была жизнь, а город притягивал людей из самых отдаленных уголков Советского Союза.
А дальше ты начинаешь ощущать себя в городе, где недавно закончилась война, но мы об этом у себя в Москве просто не знаем. Многие места не ремонтировались с той эпохи, о которой были надписи на стенах. Особенно тяжело приходится пенсионерам, которые вынуждены маневрировать между большими лужами. У тебя в голове всплывают какие-то заявления чиновников: «доступная среда», «без барьерный город». Все эти слова, как издевка и усмешка над местными жителями. Когда в Москве в очередной раз перекладывают плитку, меняют без конца бордюры, а тут даже затерялись остатки советского асфальта.
Я продолжаю гулять по Воркуте. Слева виден магазин Пятерочка, они относительно недавно добрались сюда. Цены в них выше, чем в Москве. Но местные говорят, что в них немного дешевле, чем в местных небольших магазинах. Не знаю, чем хорошо, когда выбора стало больше. Я прохожу немного вперед и опять сворачиваю во дворы. На карте у меня отображается две школы - одна действующая, другая уже заброшенная.
За последние годы в Воркуте закрылось много школ. Детей становится меньше, образовательные учреждения укрупняют. Это очень странное сочетание, когда ты видишь с одной стороны рабочие школы, где кипит жизнь, а рядом школы откуда знания и дети ушли. За школой-интернатом показалось зловещее здание бывшей школы №16.
Мне, как преподавателю, всегда тяжело наблюдать за деградацией образования. За тем, как разрушаются школы, а на месте знаний, теперь детишки подбухивают и поджигают здания. Решив, что надо опять вернуться к обыденной жизни, я снова вышел на улицу Ленина.
Здание бывшего бассейна "Дельфин". Его история похожа на историю многих спортивных объектов после распада СССР. Само здание построили в 1959 году. Здесь тренировались сотни детишек, среди которых были участники и призеры олимпийских игр. Но спорт оказался никому не нужен, потом его пробовали переделать в торговый центр. И искал в интернете и нашел новость, что "Трехэтажный бассейн, включая один подземным этаж, имеет общую площадь 1 243 квадратных метра и оценен в 11 миллионов 400 тысяч рублей. К нему прилагается земельный участок площадью 2 675 квадратных метров всего за 30 980 рублей."
А мы двигаемся дальше. На очереди одно из самых красивых строений Воркуты - здание Горно - экономического колледжа. Прекрасный сталинский стиль. Мощный, величественный, уносящий нас к истокам архитектуры Древнего Рима.
Дальше я решил свернуть с улицы Ленина и прогуляться по улице Гагарина в сторону дома, который называют самым страшным в России. В простанородии он называется "Пентагон". Его можно опознать по разваливающейся вывеске "Покорителям заполярья - слава". На это улице сразу вспоминается фраза: "Юра, мы все про*бали".
В это время начало смеркаться. И я постепенно пошел в сторону гостиницы. Людей мало, местами части города стали смотреться более симпатично. Темнота уменьшает диссонанс между разрухой и красотой. На душе было тяжелое чувство. С одной стороны я знал, что примерно здесь будет. Но одно дело ты смотришь фотографии, а другое ты сам оказываешься в этом месте. Обидно, что некогда красивый город постепенно разрушается, хотя осталось еще много прекрасных примеров мощной сталинской архитектуры.
На следующий день я планировал прокатиться по воркутинскому кольцу. Особенно по поселкам, которые уже были заброшены. И там начнется настоящая жесть. Все таки Воркута, несмотря на все трудности, еще продолжает бороться за жизнь, а в поселках ее уже почти нет.
Продолжение следует....