Пять часов дня. Сижу, думаю о чем написать.
За горизонт садится зимнее солнышко, в саду почти весна, хотя еще начало февраля. Спокойно можно было бы расположиться на веранде, если бы не вой ветра за окном. Такой ненавистный, привычный и родной.
Хазри (Xəzri)
Это Хазри или Бакинский норд — уникальный апшеронский ветер, который особо лют близ Баку — в месте, где отроги Кавказа подступают к самому морю.
Хазри — часть жизни любого бакинца, его защитник и неприятель.
Отношения начинаются в раннем детстве, когда из-за него отменяется поездка на пляж, прогулка на Бульваре ... и даже во двор могут не выпустить.
Сколько окон разбил Хазри, сколько сорвал белья, вывешенного по бакинской привычке на всеобщее обозрение? Сколько сломал веток и побил фруктов (может они поэтому такие вкусные, что удивительно стойкие?).
Наверное только в Баку столь распространена привычка причесываться руками. Потому-что как бы ты не ухаживал за волосами, через пару минут после выхода на улицу, на голове, "взрыв на макаронной фабрике". А быть непричесанным это "фи" для жителя столицы.
А так, сел в транспорт, пару пасов руками и ты причесан, спустился в метро, опять же, провел пятерней и как огурчик. Все это было отработано до автоматизма. Мне кажется, что и корни волос со временем начинают расти в направлении движения рук.
И все же, Хазри больше защитник. Веками он защищал Баку от нападений с моря. Позже, заботился о здоровье бакинцев сдувая и унося вредны воздух, перенасыщенный дымом заводских труб и испарениями с нефтяных промыслов.
В жару, приносил прохладу и влажный воздух, столь необходимый апшеронской растительности. Такой обильной росы, когда даже в самые жаркие дни, по утрам, улицы мокры, как после дождя, я не видел нигде.
Бакинцы сроднились с Хазри. Любят и уважают его. Как любят и уважают родного человека с крутым нравом.
Если Хазри не воет за окном несколько дней, то это вызывает тревогу, неделю — панику. Все сильнее чувство, что чего-то не хватает. И только когда вновь услышишь завывания за окном, клонящиеся к земле деревья, приходит успокоение. Жив курилка, а значит и с Баку все в порядке.
Гилавар (Gilavar)
Гилавар — младший брат Хазри. В отличие от холодного старшего брата, это теплый южный ветер.
Он смягчает зимние холода помогая людям и сохраняя жизнь южной растительности.
Гилавар более ласков и покладист. При нем море намного спокойнее. Но летом, когда он достаточно редок по сравнению с зимой, южный ветер приносит зной. Его обжигающие дуновения высушивают все на своем пути.
Это любимый ветер строителей, которые страдают от чрезмерной влажности Апшеронского полуострова. Несколько дней летнего Гилавара и построенное здание высушивается до нужной кондиции.
Гиджавар (Gicavar)
Есть еще один бакинский ветер, который не так известен, как первые два — Гиджавар.
Это ветер проказник (мягко говоря), он может непредсказуемо менять направления, поэтому не очень любим в Баку. При нем невозможно строить планов на открытом воздухе, от него невозможно укрыться.
Обманувшись, можно воспринять его за Гилавар, приехать на пляж, а там он уже гонит волну, как Хазри. Собраться попить самоварный чай на свежем воздухе, укрывшись от ветра за домом, а он уже нападает с противоположной стороны.
И тем не менее, все три ветра неотделимы от Баку. Это часть бакинской жизни. Поэтому не любить их невозможно.