Найти в Дзене
С книгой в обнимку

Отзыв о романе Евгения Водолазкина "Брисбен"

Оглавление

Здравствуйте, читатели и подписчики канала!

Хочу поделиться с Вами впечатлениями о свежепрочитанном романе одного из моих любимых авторов. Постараюсь не спойлерить!

Евгений Водолазкин
Евгений Водолазкин

Роман "Брисбен" я не спешила читать . Сначала опасалась разочароваться после понравившихся "Авиатора" и "Лавра", потом встретились развернутые, аргументированные отрицательные отзывы.

На первых страницах романа я даже была с ними согласна.

Роман о музыканте, которого не было

Евгений Водолазкин "Брисбен"
Евгений Водолазкин "Брисбен"

Не в том смысле, что это не роман-биография реального музыканта, а в том, что сам факт существования в современном мире такого музыканта - серьезное фантдопущение.

Судите сами. Главный герой Глеб Яновский - гитарист. Играет на классической гитаре. Основа репертуара - классическая музыка, украинские народные песни, эстрада.

И вот этот Глеб шагу ступить не может, чтобы не быть узнанным и дающим автограф. То есть не только в концертном зале, куда пришли целенаправленно поклонники Глебова таланта, а в самолёте, ресторане, больнице...

Ну, мы все знаем в лицо классических гитаристов, да? Ни для кого же не секрет, например, имя человека на фото?

-3

На концертах и вовсе сила впечатления от исполнения Яновского такова, что одному-двум зрителям, как правило, требуется медицинская помощь.

Это единственная причина, по которой я поставила бы роману 9/10.

Хотя.... Не исключаю, что эта нереальность, условность главного героя - часть замысла автора.

Всё тот же Водолазкин

В остальном книга ничуть не хуже ранее написанных Водолазкиным. Все составляющие хорошего романа - сюжет, глубина, владение автора словом, умение держать мой читательский интерес - на месте.

Роман многогранный. О любви (к женщине, музыке, слову), взрослении (поиске, выборе своего пути, осознании себя частью народа), о жизни, смерти и бессмертии.

Жизнь - это долгое привыкание к смерти.

Кто сказал? Один сумасшедший.

Музыка

Мне нравятся книги, в которых музыка - один из главных персонажей. Как у Толстого в "Крейцеровой сонате", У Дины Рубиной в "Школе беглости пальцев". Такая же роль ей отведена в "Брисбене".

Скрип сухой газеты, вытирающей свежевымытое окно, звучит, как струна, если провести по ней ногтями большого и указательного пальцев. Звуки дверного звонка в коммунальной квартире Глеба (прилагается список соседей с полагающимся им количеством звонков) - отличная тренировка по длительности нот. Сирена скорой помощи звучит, как малая секунда - самый негармоничный музыкальный интервал. Музыка населяет мир Глеба, как шахматы - Лужинский.

Сама структура романа - полифония: одна мелодическая линия - прошлое (детство, юность, становление музыканта) - перекликается с другой - настоящеее, чтобы сойтись в одной точке - молчание, финал.

Идеальная музыка - это молчание.

Та партия, которая - детство, мне показалась самой сильной. Не уступающее Набокову погружение в мир ребёнка, с запахом наглаженных к 1 сентября стрелок на брюках, со вкусом заваренного бабушкой чая с шиповником, с пробирающей до костей скороговоркой ("жутко жуку жить на суку"), с доводящим до оцепенения страхом перед построением трезвучий на уроках сольфеджио...

Что усилило мои впечатления

Гитара! 5-й месяц занимаюсь с преподавателем и даже играю что-то из репертуара главного героя, в упрощенном переложении, конечно, но всё равно красивое, родное, выстраданное.)

"Домашка" ждёт).
"Домашка" ждёт).

Брисбен, где я не буду никогда (почти цитата)

Брисбен, город в Австралии на берегу одноименной реки и Тихоокеанского залива Мортон.
Брисбен, город в Австралии на берегу одноименной реки и Тихоокеанского залива Мортон.

А при чём тут Брисбен?

А Брисбен - просто город-мечта. Некая точка на глобусе, которая обещает счастье только потому, что находится на другой стороне Земли. Грибоедовское "- Где ж лучше? - Где нас нет." Некое будущее, от которого мы ждем счастья.

Глеб: ты говоришь о настоящем и прошлом, но молчишь о будущем - так, будто его нет.
Мефодий: а его действительно нет. Ни в один из моментов. Потому что оно приходит только в виде настоящего и очень, поверь, отличается от наших представлений о нём. Будущее - это свалка фантазий. Или - ещё хуже - утопий: для их воплощения жертвуют настоящим. Всё нежизнеспособное отправляют в будущее.
Глеб: но человеку свойственно стремиться в будущее.
Мефодий: Лучше бы этот человек стремился в настоящее.

Я ведь тоже это знаю. Просто забываю часто. Спасибо автору, что напомнил.

***

А Вы читали роман? Поделитесь своими впечатлениями!

Больше отзывов о прочитанном по тегу #с книгой в обнимку отзывы

Спасибо за Вашу поддержку, участие в диалоге, оценку публикаций!

#отзывы о книгах #что почитать #евгений водолазкин #"брисбен"

#современная отечественная литература

Фэнтези
6588 интересуются