Сегодня мы расскажем про удивительный и концептуальный особняк в стиле модерн, который можно посетить и сегодня.
Немного истории
Особняк был построен в 1900-1903 годах и располагается он на Малой Никитской улице.
Сам дом предполагался как городская усадьба Степана Рябушинского.
Степан Павлович увлекался искусством, в частности изучал дониконовскую икону (эта тяга к старообрядческому искусству нашла выражение и в оформлении особняка, но об этом ниже).
Автором проекта выступил Федор Осипович Шехтель, яркий представитель отечественного модерна.
Федор Шехтель
Федор был выдающимся архитектором своего времени. Помимо свободного творчества, он использовал в своих проектах передовые инженерные технологии. Среди его работ, которые можно посмотреть сегодня:
- Исторический музей (совместно с А.С.Каминским)
- Особняк Зинаиды Морозовой
- Особняк П.П.Смирнова
- Ярославский вокзал
- Торговый дом Московского Купеческого Общества
- Автомобильный завод АМО (ЗИЛ)
Также здания, построенные по проектам Шехтеля находятся и других городах России, например, в Смоленске и Нижнем Новгороде
Также Федор Шехтель являлся автором нереализованных проектов мавзолея и памятника 26 Бакинским комиссарам.
Архитектура
Одной из особенностей модерна является стремление к природным формам и мягким, плавным линиям. Отсюда появились и нестандартные окна, решетки с растительным узором на них, мозаичные пано с ирисами.
Основной доминантой внутреннего устройства дома является лестница-волна. От нее строится все остальное пространство, симметрично расширяясь.
Здесь же можно отметить интересную особенность присущую Шехтелю: прежде он работал в театре и был хорошо знаком со способами создания визуальных аллюзий. И поэтому арочные проемы вверху завершаются витражными панно, которые создают эффект перспективы
Интерьер
Внутри дом разделен на три зоны, первый этаж - водный мир, второй - воздушный и третий - горный. Такое разделение соответствует картине мира в одном из религиозных учений.
В доме находилась тайная моленная. Как мы уже упоминали, Степан Рябушинский был старообрядцем. Поэтому ему нужно было не просто сделать комнату для совершения религиозных обрядов, но еще и спрятать ее от посторонних глаз. Шехтель разместил ее ближе к черной лестнице, так что гости хозяина не могли ее видеть. Также в доме была организована целая мастерская по реставрации старообрядческих икон.
Десятки икон, восстановленных в стенах особняка сегодня находятся в коллекции Третьяковской галереи.