Продолжаем уточнять аварии и происшествия с отечественными подводными лодками, с разным исходом и от разных причин, используя доступные источники. У нас нет цели кого-то обвинить, тем более не хотим оскорбить память предков - просто обобщаем данные, вспоминаем, делаем выводы, надеемся, что это поможет правильно оценивать и современные события.
Происшествия, которые случаются в мирной обстановке, могут быть вызваны и техническими неисправностями и случайными факторами, но немалую роль в таких ЧП играет подготовка и действия экипажей.
К 1916 году, казалось бы, с начала освоения русским флотом подводных лодок прошло уже более десяти лет, в том числе - два года войны. Экипажи и командиры должны были получить необходимый опыт и освоить новую технику (в частности, подводные лодки типа "Барс"), но досадные происшествия продолжали иметь место.
27 сентября 1916 года подводная лодка Балтийского флота «Львица» (тип «Барс»), под командованием А. Н. Гарсоева, при входе в гавань Локса ударилась носовой оконечностью о стенку пирса.
Столкновение произошло вследствие ошибок при маневрировании, итогом которых стал ряд сломанных бревенчатых свайных опор пирса и повреждение ограждения левого носового горизонтального руля лодки, которым «Львица» об эти сваи и ударилась. Кроме этого, из-за перекоса баллера носовых горизонтальных рулей открылась течь в носовой балластной цистерне, через которую они проходили. В течение следующих двух дней ПЛ находилась в ремонте. 27 сентября - дата по старому стилю, в источниках можно встретить 10 октября 1916 года (по новому стилю), а также сообщение о том, что удар подводной лодки произошёл о мол (а не о пирс).
Столкновение удивительно тем, что командир подводной лодки был довольно опытным офицером. В царском флоте А.Н.Гарсоев командовал тремя подводными лодками: «Почтовый», «Миногой» и «Львицей». Правда на каждой из них у него были происшествия: на «Почтовом» он дважды ударялся кормой о грунт (мы разбирали это случай на канале). На «Миноге» в марте 1913 года чуть не утонул вместе с лодкой. Тогда подводная лодка по вине боцмана затонула на глубине 30 метров, но благодаря грамотным действиям командира подводной лодки, а также своевременно оказанной помощи, жертв удалось избежать, но сам А.Н.Гарсоев получил сильное отравление. На «Львице» тоже вот неприятности, но все обошлось.
Надо отметить, что Александр Николаевич - человек удивительной судьбы - после случая с "Львицей" его послужному списку офицера можно будет только позавидовать. А.Н.Гарсоев будет начальником Оперативного отдела штаба Черноморского флота, Главным подводником Морского штаба Республики, начальником Отдела подводного плавания технического управления, командиром 3-го дивизиона ПЛ Балтийского флота. В 1924 году он уже профессор военно-морских наук академии, где создал кафедру по тактике подводных лодок. Одновременно А.Н.Гарсоев стал членом Научно-техническим комитетом ВМФ, председателем секции подводного плавания НТК, участвовал в разработке проекта подводной лодки типа "Декабрист".
Надо признать "барсы" после ввода в строй прошли через множество неприятностей и происшествий. Причиной этого могут быть и как и то, что они массово стали вступать в строй и не было много времени на подготовку экипажей, так и то, что их было много и они достаточно активно эксплуатировались (пусть и без большого количества значимых побед, к сожалению). События после революции и Гражданской войны не убавили количество ЧП среди подводных лодок.
Так, 10 апреля 1918 года в Кронштадт из Гельсингфорса пришли первые подводные лодки участники Ледового похода: «Тигр» и «Тур» (тип «Барс»). «Тур» завершил путь с серьёзными повреждениями цистерн и надстройки, помятой льдами. «Тигр» дошёл до острова Котлин относительно благополучно, но в итоге ему так же предстояло перенести значительный объём ремонтных работ. Только по другим причинам. Подводная лодка «Тигр», уже при швартовке к стенке в Кронштадской гавани, разбил носовую оконечность: смял в гармошку нос, повредил носовые горизонтальные рули, крышки и приводы торпедных аппаратов.
Повреждения довольно серьезные, но что удивительно, уже в июле «Тигр» перешёл на Ладожское озеро и базировался на Шлиссельбург, а Балтику вернулся только конце 1918 год. То есть, практически за 2-2,5 месяца лодку вернули в строй после аварии, и это ведь весна-лето 1918 года, практически начало Гражданской войны в России.
Интересен и следующий факт - спустя несколько лет, история повторилась, но к тому времени «Тигр» уже носил другое наименование, в свете тогдашних традиций его переименовали в «Коммунар». 14 апреля 1925 года «Коммунар» (1-й дивизион бригады подводных лодок Балтийского флота) под управлением своего командира военмора Н. Е. Назарова снова ударился о стенку пирса. Это произошло в Средней гавани Кронштадта.
И это было не последним столкновением - в следующий раз эта субмарина ударится о подводную лодку «Товарищ» (ранее «Тур») Но это будет летом того же года.
Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.