Каролину называли бессердечной демоницей, шпионкой, авантюристкой, похитительницей чужих мужей... Её ненавидели женщины, и ей восхищались мужчины. Пушкин и Мицкевич воспевали Каролину в стихах, мечтая о ее благосклонности. Об этой незаурядной женщине ещё при жизни ходили самые безумные слухи. Якобы поместье Погребище, где она родилась, располагалось на месте загадочных подземных пещер, "погребов". В одном из них некогда заживо замуровали одну несчастную, и с тех пор ее дух не давал покоя новым владельцам этих мест. По легенде, каждый, кто рождался около "погребов", вырастал человеком коварным и бессердечным, а, быть может, даже имеющим связь с самим дьяволом...
Девочка, получившая при рождении красивое и длинное имя Каролина Розалия Текла, появилась на свет в 1795 (по другой версии - в 1793) году в семье крупного масонского деятеля и предводителя дворянства Киевской губернии Адама Ржевуского. Ее младшей сестрой была Эвелина Ганская, будущая жена знаменитого писателя Оноре де Бальзака.
Каролина выросла в роскошном венском доме бабушки и деда, где научилась безупречным светским манерам. За будущее Каролины ее родственники были спокойны: девочка росла прехорошенькой, знала себе цену и даже в совсем юном возрасте с лёгкостью манипулировала своими многочисленными поклонниками. Подходящий жених тоже нашелся быстро: Иероним Собаньский, одесский предприниматель, намного старше прекрасной Каролины, но зато обладающий сказочным богатством. Вечно нуждавшийся в деньгах Адам Ржевуский с радостью дал согласие на брак дочери, и восемнадцатилетняя девушка отправилась покорять Одессу.
Появление красавицы-иностранки произвело огромное впечатление на местную публику. Каролина вскоре открыла собственный салон, который пользовался невероятной популярностью. Через три года брака, родив супругу дочь, польская красавица окончательно пресытилась семейной жизнью и поселилась отдельно от мужа. А вскоре по Одессе поползли настойчивые слухи о романе Каролины с известным агентом русской разведки и главой военных поселений в Новороссии, графом Иваном Осиповичем Виттом.
Не прошло и нескольких месяцев, как женатый граф и замужняя пани Собаньская, презрев все условности, стали открыто жить вместе. Репутация Каролины при этом, если и пошатнулась, то устояла: слишком сильное влияние эта женщина оказывала на местное общество. Возможно, за спиной ее и шептались благовоспитанные светские дамы, называя красавицу разными нелестными словами, но больше потому, что их мужья падали жертвами её очарования.
«Из военных поселений приезжали к ней на поклонение жёны генералов и полковников, мужья их были перед ней на коленях<....> Вообще из мужского общества собирала она у себя все отборное». (Из мемуаров Ф. Ф. Вигеля)
По воспоминаниям современников, Каролина обладала невероятной притягательностью, несмотря на некоторые недостатки. Пани Собаньская была высока, стройна, а глаза ее, казалось, "обжигали неким затаенным пламенем или же тайно сулили неземные радости".
"Собаньская была самою красивою из всех живших в Одессе полек… безмерно веселая, любительница изящных искусств, прекрасная пианистка. Она была душой общества, к которому принадлежала… Витт был богат, расточителен и располагал огромными казенными суммами. Собаньская же никакой почти собственности не имела, а наряжалась едва ли не лучше всех и жила чрезвычайно роскошно — следственно, не гнушалась названием наемной наложницы, которое иные ей давали… Она имела черты лица грубые, но какая стройность, что за голос и что за манеры!" (Из мемуаров Ф. Ф. Вигеля)
Считается, что Витт быстро начал привлекать возлюбленную к своим тайным политическим делам. Прекрасная Каролина умела находить к людям (особенно, мужского пола) нужный подход и блестяще выполняла поручения Третьего Отделения, передаваемые ей высокопоставленным благодетелем.
Неизвестно, был ли Александр Пушкин, познакомившийся с ней в феврале 1821 года, ещё одной "целью" Каролины, или же поэт поддался общему настроению, но, лишь увидев ее, он тотчас же потерял голову. Пани Собаньской, разумеется, льстило внимание влюбленного стихотворца, однако взаимностью на его чувства она отвечать не спешила.
После его отъезда из Малороссии у нее появился ещё один восторженный творческий поклонник: Адам Мицкевич, который посвящал польской красавице свои сонеты, называя ее "донной Джованной". Как и в случае с Пушкиным, существует вероятность, что Каролина держала поэта рядом с собой по поручению политического сыска.
Через девять лет после первой встречи с Пушкиным Каролина, которая успела к тому времени развестись с полузабытым мужем, приехала в Петербург по личным делам. Чувства поэта как будто бы вспыхнули с новой силой, и он написал ей несколько страстных любовных писем, полных пылких признаний.
"Сегодня – девятая годовщина дня, когда я увидел вас в первый раз… Этот день был решающим в моей жизни. Чем более я об этом думаю, тем более убеждаюсь, что мое существование неразрывно связано с вашим; я рожден, чтобы любить вас и следовать за вами, – всякая другая забота с моей стороны – заблуждение или безрассудство; вдали от вас меня лишь грызет мысль о счастье, которым я не умел насытиться. Рано или поздно мне придется все бросить и пасть к вашим ногам" (Из писем А.С. Пушкина Каролине Собаньской)
Роскошная пани была равнодушна к поэту, но все же не смогла не воспользоваться случаем и попросила Пушкина оставить пару строк в ее альбоме, куда она собирала автографы известных людей. Именно на страницах этого альбома и появилось впервые стихотворение, начинающиеся со слов "Что в имени тебе моём?".
Вскоре после этого Каролина покинула Петербург, и больше они не встречались. Пушкин же сразу после ее отъезда сделал во второй раз предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой, которой в тот момент тоже был серьезно увлечен.
У Каролины же тогда возникли более серьезные поводы для волнений: вспыхнуло Польское восстание. Иван Витт был назначен губернатором Варшавы, куда сразу же и направился, не забыв взять с собой свою верную помощницу, с которой, по некоторым данным, к тому моменту заключил официальный брак. Задачей Собаньской было проникнуть в среду польских национал-патриотов и доносить об услышанном и увиденном русскому правительству. Но Каролина, испытывающая, по всей видимости, сочувствие к идеям освободительного движения, начала свою собственную игру, о которой немедля стало известно императору. Тот пришел в ярость и больше никогда не смог доверять Витту как прежде.
" [Собаньская] самая большая и ловкая интриганка и полька, которая под личиной любезности и ловкости всякого уловит в свои сети и Витта будет за нос водить…<...> Весьма хорошо бы было открыть глаза графу Витту на её счет, а ей велеть возвратиться в своё поместье на Подолию." ( Из письма императора Паскевичу)
Попытки Собаньской оправдаться ни к чему не привели, а отношения между ней и графом Виттом только испортились: в 1835 году они окончательно расстались.
Но Каролина недолго оставалась свободной женщиной и быстро вышла замуж за адъютанта Витта - сербского дворянина Чирковича, который имел отличные карьерные перспективы. К сожалению, надежды не оправдались, но Каролина не отчаивалась: овдовев, она в возрасте 56 лет вступила в брак в четвертый раз. Избранником ее стал третьесортный французский поэт Жюль Лакруа, с которым она прожила во Франции до конца жизни. Скончалась некогда ослепительная польская красавица, немного не дожив до своего 90-летия.
Источники: здесь, здесь, тут и тут
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например: