Найти тему
Сергей Половников

Про собеседования и сказки

В свое время я работал в одной крупной компании, у которой был офис в Томске. В сферу моих рабочих обязанностей входило и проведение собеседований тех, кто внезапно хотел работать в этой компании. Желающих были очереди, потому что, во-первых, московская компания давала уровень заработка сильно выше, чем в Томске, а во-вторых, устройство на работу предполагало двухнедельную поездку в Москву за счет компании на обучение, полностью оплаченную. Слетать тогда в Москву на халяву, да еще и на две недели без каких-либо обязательств (их действительно не было), было почти сказкой. Но эта сказка не шла ни в какое сравнение с тем, какие истории рассказывали мне претенденты. За несколько сотен собеседований я знал уже почти все стандартные заходы, которые юные и не очень манипуляторы использовали для того, чтобы попасть в заветный список «кандидатов».

Именно с тех пор я очень подозрительно отношусь к любой душещипательной истории о том, как уникальный, практически не огранённый бриллиант, соискатель подвергался пыткам и унижениям со стороны предыдущих работодателей. Тети рассказывали душещипательные истории о том, как трудно сейчас содержать детей и именно поэтому им кровь из носу нужна эта работа. И как бы между прочим прилагали к резюме копию паспорта, на всякий случай, мол, для билетов в Москву пригодится.

К сожалению, исключений не бывает. Чем более жуткие истории рассказывает соискатель, тем меньше в них верится. Ну, если мы про профессионалов. Задача профессионала отобрать кандидатов на работу, отсеяв всех, кто по каким-то причинам может испортить результат. Сбежать в Москве (были и таки, кто пожив в Москве две недели стажировки просто не являлись на обратный рейс), вернувшись из Москвы не подписать трудовой договор (а зачем? Бесплатное обучение прошли и можно идти искать другую работу, добавив в резюме строчку и повысив зарплатные требования), или оказаться попросту не способным выдержать рабочий темп человеком.

Личные качества кандидатов, к слову, не имели никакого значения. Более того, конкретно в ту компанию больше подходили индивидуалисты, эгоисты и прочие асоциальные элементы. С условием, конечно, что они выполняли свою работу. Такие зачастую больше заточены на личный результат, а продажи – это как раз тот вариант, когда личная мотивация выливается в положительный результат для компании.

К слову, стало куда проще, когда обучение перенесли из Москвы в Томск и вот этот аттракцион невиданной щедрости был прикрыт. Поток кандидатов немедленно уменьшился, и сказочных историй стало совсем мало. Потому что смысл в этом вранье пропал.

В любом рассказе в социальной сети про ужасы Мордора или какой-нибудь неприятной жизненной ситуации всегда есть зерно правды, но большая часть – упаковка, в которую завернута дурно пахнущая конфета. И, как показывает практика, многие рекрутеры до сих пор с удовольствием это кушают. И транслируют в социальные сети эти побасенки про то, как на предыдущей работе кандидата заставляли ходить в ведро вместо туалета.

К сожалению, все врут. Всегда. Особенно тогда, когда этим враньем можно подправить собственное положение – кадровое, финансовое, социальное и проч. Но речь не про то, что нужно относиться ко всем как доктор Хаус. Ну и поддерживать – это дело каждого. Но вот вспоминается недавний случай (давайте без фамилий). Гражданин писал много лет всякую ахинею типа про то, что голодание – это круто, что надо бы научиться питаться солнцем – учителя искал. А потом долго не писал. А в комментариях писали, мол, спасибо за информацию, что еще посоветуете. Пока на один такой комментарий не последовал ответ «К сожалению, он умер».

Просто задавайте вопросы. И если вместо ответов вам скормят очередную сказку, вы знаете что делать.