Найти в Дзене
Bellalavanda

У императрицы трясется лицо

«14 числа я буду или государь – или мертв»: молодой император Николай I готовился к смерти 14 декабря 1825 года. «Сегодня вечером, может быть, нас обоих не будет более на свете, но по крайней мере мы умрем, исполнив наш долг».Он заранее знал о возможном восстании, знал и о том, что некоторые из мятежников служат во дворце. Буквально за ночь до восстания декабристов те, кто выйдет на Сенатскую площадь, охраняли покои вдовствующей императрицы Марии Федоровны. У восставших не было конкретного плана действий и они не могли прийти к единому мнению относительно судьбы царской семьи, но было известно, что императорской семье отводили они судьбу незавидную. Александра Федоровна молилась не переставая, а Мария Федоровна весь день не отходила от окон наблюдая, как собираются войска. Никто ничего не знал. Для вдовствующей императрицы восстание декабристов не было первым переворотом, при котором она присутствовала. Много лет назад в Михайловском замке она уже переживала трагические минуты, полные

«14 числа я буду или государь – или мертв»: молодой император Николай I готовился к смерти 14 декабря 1825 года.

«Сегодня вечером, может быть, нас обоих не будет более на свете, но по крайней мере мы умрем, исполнив наш долг».Он заранее знал о возможном восстании, знал и о том, что некоторые из мятежников служат во дворце. Буквально за ночь до восстания декабристов те, кто выйдет на Сенатскую площадь, охраняли покои вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

У восставших не было конкретного плана действий и они не могли прийти к единому мнению относительно судьбы царской семьи, но было известно, что императорской семье отводили они судьбу незавидную.

Александра Федоровна молилась не переставая, а Мария Федоровна весь день не отходила от окон наблюдая, как собираются войска. Никто ничего не знал.

Для вдовствующей императрицы восстание декабристов не было первым переворотом, при котором она присутствовала. Много лет назад в Михайловском замке она уже переживала трагические минуты, полные отчаяния и страха, в ту ночь, когда убили ее мужа, императора Павла I. Тогда с ней в комнатах была другая невестка, супруга старшего сына Александра, Елизавета Алексеевна.

Николай Павлович и Константин Павлович
Николай Павлович и Константин Павлович

После смерти Александра I русский престол должен был унаследовать его брат Константин. Мало кто знал, что тот подписал добровольное отречение в пользу младшего брата Николая. Сам Николая Павлович и его супруга давно уже догадывались о том, что именно им и их детям придется продолжать династию.

Константин Павлович был невероятно популярен в войсках, чем и воспользовались декабристы. Под предлогом, что Константина (которого даже не было в России на тот момент), силой заставили отречься, они подстрекали солдат к мятежу.

На 14 декабря 1825 года было назначено принесение присяги новому государю Николаю I. С семи утра начали приносить присягу сенаторы и генералы, а уже около девяти декабристы вывели свои войска на Сенатскую площадь.

Александра Федоровна, худ. К. Робертсон
Александра Федоровна, худ. К. Робертсон

Во дворце Александра Федоровна пребывала в состоянии крайнего волнения. «Обещай мне проявить мужество, и, если придется умереть – умереть с честью» - такую клятву взял с жены Николай Павлович. Она боялась за жизнь мужа и детей, вспоминая уроки истории и рассказы о военных дворцовых переворотах.

Лишь изредка кто-то приходил в комнаты с докладом и утешением, но ничего утешительного в новостях не было. Вокруг Зимнего дворца расставили войска, зажигали костры. Дворец превратился в осажденную крепость. Когда в комнату вошел император, Александра Федоровна поразилась произошедшей в ее муже перемене.

император Николай I, худ. Franz Krüger
император Николай I, худ. Franz Krüger

Его лицо, такое мягкое и благородное, превратилось в каменную маску, на которой ни один мускул не мог выдать волнений: «Эта ужасная катастрофа придала его лицу совсем другое выражение».

В момент, когда муж заключил ее в объятия, Александра впервые за весь день заплакала. А вот для Николая эта ночь только начиналась. Самая страшная ночь в жизни его семьи.

Александра Федоровна с детьми, худ. Дж Доув
Александра Федоровна с детьми, худ. Дж Доув

Дети спали подле матери, жались к ней, ища защиты. Все слышали пушечные залпы на площади, но когда отец вернулся, стало спокойнее. По воспоминаниям великой княжны Ольги Николаевны, император несколько раз заходил к ним ночью и тотчас же уходил – во дворце шли допросы, и Николай лично разговаривал с главарями заговорщиков. Он хотел сам понять, что побудило их совершить то, на что они решились.

Когда все закончилось, Николай I написал брату Константину: «Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля выполнена: я – Император, но какой ценою, Боже мой! Ценой крови моих подданных!»

Эта страшная ночь изменила не только государя.

«Вчерашний день был самым ужасным из всех, когда-либо прожитых мной. И этот день восшествия на престол моего мужа!»

Потрясение было столь велико, что до конца жизни императрица будет страдать от частичного паралича лицевого нерва. Много лет спустя маркиз Астольф де Кюстин записал: «нервные конвульсии обезобразили черты ее лица». В моменты, когда Александра Федоровна хотя бы немного нервничала, у нее теперь всегда непроизвольно дрожала голова, она практически не сможет шевелить половиной лица, оттого и ее несколько гордое и презрительное выражение лица. Нет, это не от внутреннего пренебрежения, но от сильнейшего шока, пережитого 14 декабря 1825 года.

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!