Второй мэр Москвы Юрий Лужков провел на своем посту 18 лет. За это время политик совершил огромное количество изменений в столице: одни были позитивно приняты москвичами, другие же стали крайне противоречивыми решениями и не сыскали поддержки среди большинства горожан. Лужков занял свой пост в середине 1992 года, а в 2010 году был отправлен в отставку по указу бывшего президента РФ – Дмитрия Медведева.
Москвичи, почти два десятилетия следившие за деятельностью бывшего мэра в столице, практически единогласно называют главные ошибки экс-главы города и последствия, вызванные противоречивыми решениями.
Снос исторических объектов архитектуры
Названный жителями Москвы «вандализм» Лужкова – программа полного сноса исторических зданий на территории города с целью их замены на осовремененные копии. Самым ярким примером, наиболее отразившимися в памяти горожан, принято считать снос здания Военторга на Воздвиженской улице, построенного в далеком 1910 году. Отличающееся своим модернистским стилем строение в 2003 году было заменено на рядовую постройку в «лужковском стиле», которая не пришлась по вкусу практически никому.
Против сноса неоднократно выступали жители Москвы и даже тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой. Однако призывы свернуть проект не были услышаны, и теперь на Воздвиженке расположено «улучшенное» здание Военторга, не имеющее ничего общего с предшественником.
За практически двадцатилетний период мэрства команда Лужкова завершила около 700 подобных проектов сноса исторической архитектуры. Заменялись ли они на «свежую» версию, как это было с Военторгом или гостиницей «Москва», или же уничтожались для освобождения места под коммерческие здания – сказать сложно, но противники проводившейся в тот момент строительно-разрушительной кампании заявляли, что таким образом уничтожаются московская историчность и ценные для облика столицы элементы.
Неумелая реставрация объектов культуры
Команда Юрия Лужкова основательно взялась за восстановление большого количества культурно-исторических комплексов и памятников архитектуры, однако, по мнению авторитетных искусствоведов и рядовых москвичей, делала это крайне топорно и неумело.
Крупнейший проект по реконструкции усадьбы Царицыно по его завершении был холодно принят критиками, назван «плевком в лицо» всем российским историкам, архитекторам и искусствоведам. Объяснялись столь категоричные высказывания тем, что проект не восстановил усадьбу, подчеркнув ее ключевые особенности архитектуры, а полностью уничтожил важнейший памятник культуры, на месте которого теперь стоит «императорская резиденция времен Петра».
Основная претензия, выдвигаемая Лужкову со стороны москвичей и экспертов в области архитектуры – непонимание того факта, что полный снос здания с последующей постройкой на его месте копии не оставляет никакой культурной ценности, а лишь создает «бездушную копирку» прежнего памятника. Касается это как исторических сооружений, так и религиозных построек.
Воссоздание Храма Христа Спасителя
Подлинный храм был уничтожен советской властью в 1931 году, а его восстановление Лужков объявил символом раскаяния и извинения перед Русской Православной Церковью. Идея москвичами была позитивно воспринята, однако ее реализация вызвала волну недовольства и критики.
Дело в том, что восстановлением храма было названо очень неточное копирование изначального проекта. Материалы колонн, статуй, использованные в оригинале, почему-то решили не использовать, заменив мрамор на медь. При этом и оригинальная постройка на взгляд некоторых казалась очень неудачной, отчего ее уничтожение иногда записывали даже в заслуги советской власти. По причине полярных мнений на этот счет в обществе проект вошел в историю как один из самых противоречивых.
Черкизовский рынок
«Черкизон» являлся легендарным местом у москвичей, даже если у него была больше негативная окраска. Владел рынком миллиардер Тельман Исмаилов – товарищ мэра. По этой причине огромный рынок превратился в своеобразное маленькое государство, доступ к которому не имела даже московская милиция, а за порядок на рынке отвечало охранное предприятие «АСТ-ЩИТ».
Главной причиной нелюбви москвичей к «Черкизону» являлась сомнительная репутация рынка. «Работниками» рынка в одно время считалось около 100 тысяч человек, причем большинство из них – мигранты из Таджикистана, Индии, Китая, Вьетнама или Пакистана. Огромный по своей площади рынок выполнял и другие функции, являясь практически самостоятельным государством со своей замкнутой системой. Говорят, на рынке без труда можно было приобрести запрещенные вещества, контрафактный товар или огнестрельное оружие.
Многократные жалобы и просьбы «прикрыть лавочку» долгое время оставались без ответа, пока в 2009 году нынешний президент страны не издал личную инициативу о закрытии легендарного «темного местечка».
Московский монорельс
Во многих странах монорельс является удобным общественным транспортом, способный быстро доставить небольшое количество людей до точки назначения. Лужковым тоже было принято решение о создании монорельса, в 2004 году он даже начал свою работу как экскурсионный транспорт, так что в 2009 году было решено перевести работу электропоезда в штатный режим.
Ключевые ошибки при построении монорельса начали обнаруживаться практически сразу после запуска. Конструкции оказались не износостойкими, а проводить их ремонт было невозможно, поскольку экземпляры деталей для московского монорельса производились эксклюзивно и поштучно. Кроме того, расположение станций оказалось неудобным, что вкупе с быстрым износом вытекло в необходимые ежегодные дотации размером около 1 миллиарда рублей.
Под конец службы монорельса им пользовалось не более 50 человек, поэтому убыточный проект было решено закрыть в конце 2020 года. Монорельс почти 16 лет вытягивал деньги из московского бюджета, отчего горожане с холодом вспоминают о данном проекте.
Агрессивная реклама на фасадах исторических домов
Во время правления второго по счету мэра Москвы сильно страдал облик города, особенно его исторической части: фасады памятников архитектуры были увешаны разноцветной яркой рекламой – от банков до радиостанций. Правительство столицы во главе с Юрием Лужковым не было против, ведь размещение рекламы на стенах и транспарантах над дорогами приносило в казну Москвы огромные деньги.
Сейчас ситуация обстоит несколько лучше, архитектурные постройки уже не так плотно усеяны баннерами с предлагаемыми услугами, однако все еще можно без труда заметить много рекламы, которая с крыш и верхних уровней зданий сместилась на высоту 1-2 этажа.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Почему американцы пытаются стать как можно беднее к пенсии — и получают от этого выгоду
✅ Вырваны из контекста: знаменитые фразы, которые значат совсем не то, что вы привыкли думать
✅ Сколько может заработать оленевод на Крайнем Севере?
#интересные факты #полезные советы #россия #архитектура #культура #путешествия #политика #экономика #история #москва