Найти тему
Пыльный микрофон

Уволили за высокие цены на свечки: история российского "церковного олигарха"

Алчность или жадность является одним из семи грехов, ведущих к гибели души в христианстве. Но если простые прихожане пытаются соблюдать религиозные каноны, некоторые высокопоставленные чиновники РПЦ живут по своим правилам. Встречаются такие, которые похожи на раджу из мультфильма "Золотая антилопа". Они никогда не могут пресытиться жаждой наживы, но алчность в конечном итоге их губит.

Взять, к примеру, многолетнего руководителя производственного предприятия "Софрино", занимающегося производством и продажей церковной утвари. Евгения Пархаева называли "церковным олигархом", ведь за несколько десятков лет, он сумел построить целую империю.

Удивительно, что непотопляемого гендиректора потопила сущая мелочь. Это были затрапезные свечки, продающиеся в каждом храме за символическую плату.

Свою карьеру "церковный олигарх" начинал в 70-е годы, когда в Советском Союзе еще были сильны позиции атеизма. Однако вектор настроений правящей верхушки постепенно менялся. Церкви больше не рушились, детей снова стали крестить, а православные праздники снова стали соблюдаться. Пусть еще не так широко, но люди нуждались в нехитрой церковной утвари.

Когда в 1972 году во главе православной церкви встал патриарх Пимен, первым делом он приказал начать строительство по производству свечей, икон, ряс, игуменских символов и прочих атрибутов православия. От самых простеньких – для народа, до самых шикарных – для элиты.

Новоиспеченному патриарху удалось выбить у тогдашних властей участок в Подмосковье. Завод по производству церковной утвари получил название населенного пункта, в котором базировался – "Софрино". На возведение объекта ушло более 5лет.

В начале 80-х позиции церкви стали укрепляться. В журналах стали меньше высмеивать алчных попов, а люди перестали тайком отмечать церковные праздники. Во времена перестройки были сняты все запреты, и народ повалил в церковь. После развала Союза идея православия полностью заменила идею коммунистического светлого будущего.

Новыми настроениями пользовались пронырливые дельцы, одним из которых и был Евгений Пархаев, в 1987 сменивший на посту директора "Софрино" Павла Булычева. Ставленник Пимена трудился во благо Московской патриархии аж с 1965 года, проделав путь от рядового завхоза до руководителя крупного производственного отдела.

Этот человек был на карандаше у КГБ за растрату средств и хищение материалов, предназначенных на ремонт церквей (по другим данным содержался в СИЗО). Однако каждый раз жадного дельца покрывал могущественный покровитель.

Пимена не стало в 1990 году, однако для Пархаева ничего не изменилось. Ведь патриархом был избран Алексий II –  его давний приятель. Вот почему в 90-е годы завод "Софрино" разросся до шестиэтажного корпуса, площадью 10 000 квадратных метров. Помимо швейного, литейного и иконописного цехов, там была своя фотолаборатория, дизайнерская студия и даже типография.

К 1997 году оборот завода достиг 10 миллиардов рублей в месяц. Пархаев стал монополистом в производстве церковной утвари. Но этого ему было мало.

-2

Он успешно реализовывал беспошлинные заграничные вина, которые доставались РПЦ в рамках "гуманитарной помощи". На одном только вине Пархаев "делал" до 80 миллионов долларов в год. Однако налоговая служба заинтересовалась дельцом, и начала прикрывать точки по сбыту беспошлинного вина. В 1999 году нувориш остался без золотой жилы и стал искать новые источники наживы.

С помощью связей и знакомств структуре РПЦ Пархаев подмял под себя гостиницу "Диниловская", которая приносила в казну патриархии 22,5% доходов. Затем было организовано некоммерческое общество, которое каждый год получало от государства 4 млрд. рублей в виде дотаций. Эти средства выделялись на реставрацию храмов, но их большая часть оседала в карманах предприимчивого дельца и его друзей.

-3

В середине нулевых Пархаев встал во главе банка "Софрино", а также создал инвестиционный фонд. Однако все изменилось в 2008 году. Новый патриарх Кирилл решил централизовать и усилить контроль над финансами патриархии.

-4

"Церковному олигарху" негласно была предложена золотая середина: вы уменьшаете свой аппетит и перестаете быть монополистом, а мы вас не трогаем. С переменным успехом борьба за передел капитала РПЦ продолжалась около 10 лет. В итоге Пархаев допустил роковую ошибку.

В 2017 году Пархаев в последний раз воспользовался привилегией монополиста, взвинтив цены на самые дешевые парафиновые свечки. Днем позже патриарх Кирилл официально отстранил жадного олигарха от всех занимаемых в структуре РПЦ должностей.

-5