Всем привет! С вами Дядя Джек!
Что-то стали у мня про калоши на канале снова писать.
***
Здесь был фрагмент который моя внутренняя цензура не пропустила.
***
Ну а сегодня у нас Квадро Звук.
Вообще слово Стерео в переводе с древне Греческого - объемный.
И как-то оно не очень-то и правильно, с этих позиций, используется в применении к 2х канальным системам.
Там ведь всего-лишь фронтальная панорама передана, а не реальный объем.
Другое дело, что и оркестр обычно расположен спереди. А с таких позиций вроде бы все нормально.
Вот и прижилось.
Но инженерам, что каждый раз сталкивались с учебником, эта несправедливость использования слова не нравилась. Они хотели ее исправить.
Сделать полноценный объем.
И вот однажды взяли да и придумали КВАДРО.
Но допустили одну важную социальную ошибку....
***
Ладно ладно. Давайте про нормальную экономику пару слов.
В общем в научно-техническом прогрессе есть такое дело, как совершение научных открытий.
И их активно делают. Одна проблема. Толку от этого открытия, если оно на полке на бумажке написанное пылится?
Правильно. Зря Ботаника кормили. Зря одевали. Он там какой-то мирный атом дробил, вместо того, чтобы картошку сажать и дома строить.
Не порядок. И в общем-то оно так в мире и есть. Такие ученые работают за зарплату, и она не такая уж и высокая.
Совсем другое дело, если кто-то возьмет и социализирует это научное открытие. Вот открыл один дядька закон перемегничивания железяки. Окей. Молодец.
А вот другой придумал как музыку на это перемагничивание записывать.
Тоже молодец.
А вот третий. Вот он взял да и массовый продукт сделал. И не просто сделал. А сделал именно таким, что и для общества рентабельно, и психологические потребности населения удовлетворяет.
И вот тут-то и понелсась. И яхты ему, и небоскребы отдельные, и еще всякое.
***
В общем первый Квадро был крайне не социализирован.
Там располагали слушателя по середине оркестра.
При этом в живую, в симфонических залах, такие концерты, с музыкантами вокруг зрителей, что-то никто давать не спешил.
Это дело кстати спалил только Стив Джобс, да парни из Яндекса.
Они вдруг сообразили, что для продаж смартфонов нужна инфраструктура вокруг пользователя. Смартфон это не вещь в себе. Это только пультик управления. А вот все остальное, и такси, и еда, и фотчки, и флудилка-болталка, и видосики, и библиотеки.
Вот это уже и есть инфраструктура вокруг смартфона.
И это и есть социализация смартфона.
Ну вернее как. Есть внешняя социализация товара, а есть внутренняя.
Внутренняя - это правильный выбор позиции слушателя в квадро-фонии. Например он в зрительском зале сидит в первом ряду.
Или например в кино, когда персонаж идет по улице, а сзади него народ разговаривает, и спереди магазины шумят, слева дорога, справа уличный зазывала.
И здесь расположение слушателя будет просто выбором привычной для него точки нахождения.
Что и сделали в кино, когда в 80х пришел 5.1. Это ведь тот же квадро. Просто правильно социализированный.
И он как известно с этих 80х, только еще продвинутее стал. Каждые лет 8 основательно эволюционируя.
А вот внешней социализации квадро звука так и не случилось. Не стали музыкантов вокруг слушателя располагать.
А если и стали, то в малых количествах, а не как массовое явление.
И именно по этой причине квадро звук и сплыл.
А вот переименнованный в 5.1 живет и здравствует!
Я вот думаю если видосы снимать, то надо будет в про-лоджик кодировать. Или в бинауралку, чтобы сразу в 2 уха на наушники.
***
Ну да ладно. А что в СССР-то на эту тему было?
В СССР это дело массовым никогда не было. Но экспериментальные производства были.
Вообще на виниле было 2 способа кодирования и декодирования.
Один из них кстати прижился и в кино. Звать его Долби Про-Лоджик II.
Там все просто. В обычные 2 канала прописывается сигнал со сдвигом фазы на +90 градусов в задний левый, и на -90 в задний правый.
И дальше это все декодируется чуть-ли не аналоговым способом. Я до конца не разобрался как там стерео-тыл сделан.
Но такая запись, ей ведь и кассетник с катушечником подходят.
Но у нее не самое лучшее разделение по каналам.
Зато полная совместимость с обычным стерео. Даже по радио передавать можно.
Но есть и другой вариант.
К нему нужна более сложная, со сложной ювелирной заточкой игла для винила. К нему нужен квадро-магнитофон.
Суть там в том, что тыловые каналы пишут на амплитудной модуляции, на частотах выше звуковых. Задирают в дипазон от 20 КГц до 40 КГц.
При этом в стерео-сигнал эти тылы тоже прописывают. Чтобы обеспечить воспроизведение без декодирование на стерео-системах, без потери звуков.
А то не дело, если лид-саксофон, что сзади был пропадет. Останется только акомпанимент. Как его слушать без основной мелодии?
При квадро воспроизведении, тылы вычитают из фронтов. И получают 4 канала.
***
Ну а теперь про технику.
1. Феникс-002-квадро
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/feniks002kw.html
Разработали аппарат в 1973м году.
Он сразу и вертушка, и декодер, и усилитель.
Декодер здесь по Про-лоджику.
Изначально ему положены 4 колонки 20 АС-5 с басами от 40 Гц.
2. Юпитер - Квадро
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jupiter_kw.html
В 1974м году бабахнули катушечник.
У него вон и кинематика Юпитеровкася механическая.
Он похоже второго класса.
Но 4х канальный. Надо сказать, что там за границей, тоже выпускали квадро-катушечники 2го класса.
Были даже модели, что на запись 2х канальные, а на воспроизведение 4х.
Т.е. упрощенки такие. Подразумевалось, что записи только магазинные в формате квадро у пользователя. И что винил такой он переписывать не будет.
3. Полонез-Квадро
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/rpl_ps/polonez_kw.html
А это у нас радио.
Сделали его 1975м году.
Он квадро. Но по факту это просто стерео тюнер Ласпи 001, к которому Про-Лоджик приделали.
Т.е. само вещаение осталось обычным стерео, просто на выходе этого стерео сигнала поставили еще один декодер, который могли и в катушечник, и в кассетник, и к винилу поставить. Но поставили к тюнеру.
4. Юпитер-Квадро
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/jupiter_kw.html
Юпитер-Квадро это похоже как Электроника Б1-01. Комплект магнитофона и усилителя.
В общем здесь 4 канала, да плюс декодер Про-Лоджика.
Ну и плюс вход 4х канальный.
5. Электроника Д1-014 Квадро
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/elektronika_d014kw.html
Год 1978й.
Здесь стоят оба квадро-декодера, а так же симулятор квадро-звука. Хотя по факту про-лоджик декодер и обычную стерео запись сам хорошо раскладывает.
Так что даже не известно, что здесь за симулятор.
6. Ростов-Дон-101-стерео
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/rostow_d101s.html
А вот это изделие от 1976го года ни разу не квадро.
Это имитация. На борту 2х канальный усилитель.
А колонки нужно просто хитрым способом в комнате расставить, чтобы все думали, что у вас квадро. А по факту у вас будет некоторое расширенное стерео.
Из декодеров, здесь только эмулятор псевдо-стерео. Но он из моно это делает.
7. Электроника ТДК-3
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/tlf/elektronika_tdk3.html
Такие же белые лежат на фото рядом с Юпитером.
Выпускать их начали в 1979м году.
Они квадро-наушники.
У них по 2 динамика на каждое ухо.
8. 10ГЛ-9
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/as/10gl9.html
А вот эта фритюрница 1981го года.
Являет собой ленточный динамик, что от 200 Гц до 25 КГц шпарит.
Говорят для тыловых каналов подходит хорошо.
9. Олимп СКП 004
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/olimp_skp004.html
А это уже 1987й.
Аппарат крайне странный. У него скорости ленты 4 и 9 см в сек.
Зато есть реверс.
При этом 4 канала. А лента узкая, как в кассетах.
Но он квадро!!!
А значит тоже пригоден к использованию.
10. Олимп А-400
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/olimp400.html
А это вообще 1994й год.
Но наконец-то в СССР выпустили полноценный Квадро-фоничский магнитофон высшего класса.
А то все время к этому квадро отношение было по остаточному принципу. С применением самой бюжетной техники.
11. Группа Яблоко. 1980й год.
А это пластинка. Ведь столько техники навыпускали. Нужно ведь на ней что-то слушать.
Вот и выпустили.
Всего один диск. В 1980м году.
***
Что до этого слушали 10 лет, оно конечно понятно.
Ехала различная заграничная музыка. Там-то и Битлы выдали, и Пинк Флоид альбома 3 сообразили.
Битлы если мне память не изменяет Сержанта Пепера и Эбби Роад выпустили.
А Флойды Meddle, Дарк Сайд и Стену.
Был и джаз, и классика. Точно знаю про 9ю Симфонию Бетховена Карайановскую.
Были и многоканальный эксперименты, именно с расположением исполнителей вокруг слушателей. Так чтобы барабаны какие сзади постукивали.
Именно изначально пробовали писать произведения под многоканал.
Ну вот как-то так.
Оказывается даже специализированные тыловые каналы в СССР производились.
Такие вот дела.
Спасибо, что вы со мной!!!
***
фото коллаж из фото в статье