Найти в Дзене

Квадрофоническая техника в СССР. Как это было и почему сплыло?

Всем привет! С вами Дядя Джек!

Что-то стали у мня про калоши на канале снова писать.

***

Здесь был фрагмент который моя внутренняя цензура не пропустила.

***

Ну а сегодня у нас Квадро Звук.

Вообще слово Стерео в переводе с древне Греческого - объемный.

И как-то оно не очень-то и правильно, с этих позиций, используется в применении к 2х канальным системам.

Там ведь всего-лишь фронтальная панорама передана, а не реальный объем.

Другое дело, что и оркестр обычно расположен спереди. А с таких позиций вроде бы все нормально.

Вот и прижилось.

Но инженерам, что каждый раз сталкивались с учебником, эта несправедливость использования слова не нравилась. Они хотели ее исправить.

Сделать полноценный объем.

И вот однажды взяли да и придумали КВАДРО.

Но допустили одну важную социальную ошибку....

***

Ладно ладно. Давайте про нормальную экономику пару слов.

В общем в научно-техническом прогрессе есть такое дело, как совершение научных открытий.

И их активно делают. Одна проблема. Толку от этого открытия, если оно на полке на бумажке написанное пылится?

Правильно. Зря Ботаника кормили. Зря одевали. Он там какой-то мирный атом дробил, вместо того, чтобы картошку сажать и дома строить.

Не порядок. И в общем-то оно так в мире и есть. Такие ученые работают за зарплату, и она не такая уж и высокая.

Совсем другое дело, если кто-то возьмет и социализирует это научное открытие. Вот открыл один дядька закон перемегничивания железяки. Окей. Молодец.

А вот другой придумал как музыку на это перемагничивание записывать.

Тоже молодец.

А вот третий. Вот он взял да и массовый продукт сделал. И не просто сделал. А сделал именно таким, что и для общества рентабельно, и психологические потребности населения удовлетворяет.

И вот тут-то и понелсась. И яхты ему, и небоскребы отдельные, и еще всякое.

***

В общем первый Квадро был крайне не социализирован.

Там располагали слушателя по середине оркестра.

При этом в живую, в симфонических залах, такие концерты, с музыкантами вокруг зрителей, что-то никто давать не спешил.

Это дело кстати спалил только Стив Джобс, да парни из Яндекса.

Они вдруг сообразили, что для продаж смартфонов нужна инфраструктура вокруг пользователя. Смартфон это не вещь в себе. Это только пультик управления. А вот все остальное, и такси, и еда, и фотчки, и флудилка-болталка, и видосики, и библиотеки.

Вот это уже и есть инфраструктура вокруг смартфона.

И это и есть социализация смартфона.

Ну вернее как. Есть внешняя социализация товара, а есть внутренняя.

Внутренняя - это правильный выбор позиции слушателя в квадро-фонии. Например он в зрительском зале сидит в первом ряду.

Или например в кино, когда персонаж идет по улице, а сзади него народ разговаривает, и спереди магазины шумят, слева дорога, справа уличный зазывала.

И здесь расположение слушателя будет просто выбором привычной для него точки нахождения.

Что и сделали в кино, когда в 80х пришел 5.1. Это ведь тот же квадро. Просто правильно социализированный.

И он как известно с этих 80х, только еще продвинутее стал. Каждые лет 8 основательно эволюционируя.

А вот внешней социализации квадро звука так и не случилось. Не стали музыкантов вокруг слушателя располагать.

А если и стали, то в малых количествах, а не как массовое явление.

И именно по этой причине квадро звук и сплыл.

А вот переименнованный в 5.1 живет и здравствует!

Я вот думаю если видосы снимать, то надо будет в про-лоджик кодировать. Или в бинауралку, чтобы сразу в 2 уха на наушники.

***

Ну да ладно. А что в СССР-то на эту тему было?

В СССР это дело массовым никогда не было. Но экспериментальные производства были.

Вообще на виниле было 2 способа кодирования и декодирования.

Один из них кстати прижился и в кино. Звать его Долби Про-Лоджик II.

Там все просто. В обычные 2 канала прописывается сигнал со сдвигом фазы на +90 градусов в задний левый, и на -90 в задний правый.

И дальше это все декодируется чуть-ли не аналоговым способом. Я до конца не разобрался как там стерео-тыл сделан.

Но такая запись, ей ведь и кассетник с катушечником подходят.

Но у нее не самое лучшее разделение по каналам.

Зато полная совместимость с обычным стерео. Даже по радио передавать можно.

Но есть и другой вариант.

К нему нужна более сложная, со сложной ювелирной заточкой игла для винила. К нему нужен квадро-магнитофон.

Суть там в том, что тыловые каналы пишут на амплитудной модуляции, на частотах выше звуковых. Задирают в дипазон от 20 КГц до 40 КГц.

При этом в стерео-сигнал эти тылы тоже прописывают. Чтобы обеспечить воспроизведение без декодирование на стерео-системах, без потери звуков.

А то не дело, если лид-саксофон, что сзади был пропадет. Останется только акомпанимент. Как его слушать без основной мелодии?

При квадро воспроизведении, тылы вычитают из фронтов. И получают 4 канала.

***

Ну а теперь про технику.

1. Феникс-002-квадро

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/feniks002kw.html

Разработали аппарат в 1973м году.

Он сразу и вертушка, и декодер, и усилитель.

Декодер здесь по Про-лоджику.

Изначально ему положены 4 колонки 20 АС-5 с басами от 40 Гц.

2. Юпитер - Квадро

-2

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jupiter_kw.html

В 1974м году бабахнули катушечник.

У него вон и кинематика Юпитеровкася механическая.

Он похоже второго класса.

Но 4х канальный. Надо сказать, что там за границей, тоже выпускали квадро-катушечники 2го класса.

Были даже модели, что на запись 2х канальные, а на воспроизведение 4х.

Т.е. упрощенки такие. Подразумевалось, что записи только магазинные в формате квадро у пользователя. И что винил такой он переписывать не будет.

3. Полонез-Квадро

-3

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/rpl_ps/polonez_kw.html

А это у нас радио.

Сделали его 1975м году.

Он квадро. Но по факту это просто стерео тюнер Ласпи 001, к которому Про-Лоджик приделали.

Т.е. само вещаение осталось обычным стерео, просто на выходе этого стерео сигнала поставили еще один декодер, который могли и в катушечник, и в кассетник, и к винилу поставить. Но поставили к тюнеру.

4. Юпитер-Квадро

-4

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/jupiter_kw.html

Юпитер-Квадро это похоже как Электроника Б1-01. Комплект магнитофона и усилителя.

В общем здесь 4 канала, да плюс декодер Про-Лоджика.

Ну и плюс вход 4х канальный.

5. Электроника Д1-014 Квадро

-5

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/elektronika_d014kw.html

Год 1978й.

Здесь стоят оба квадро-декодера, а так же симулятор квадро-звука. Хотя по факту про-лоджик декодер и обычную стерео запись сам хорошо раскладывает.

Так что даже не известно, что здесь за симулятор.

6. Ростов-Дон-101-стерео

-6

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/rostow_d101s.html

А вот это изделие от 1976го года ни разу не квадро.

Это имитация. На борту 2х канальный усилитель.

А колонки нужно просто хитрым способом в комнате расставить, чтобы все думали, что у вас квадро. А по факту у вас будет некоторое расширенное стерео.

Из декодеров, здесь только эмулятор псевдо-стерео. Но он из моно это делает.

7. Электроника ТДК-3

-7

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/tlf/elektronika_tdk3.html

Такие же белые лежат на фото рядом с Юпитером.

Выпускать их начали в 1979м году.

Они квадро-наушники.

У них по 2 динамика на каждое ухо.

8. 10ГЛ-9

-8

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/as/10gl9.html

А вот эта фритюрница 1981го года.

Являет собой ленточный динамик, что от 200 Гц до 25 КГц шпарит.

Говорят для тыловых каналов подходит хорошо.

9. Олимп СКП 004

-9

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/olimp_skp004.html

А это уже 1987й.

Аппарат крайне странный. У него скорости ленты 4 и 9 см в сек.

Зато есть реверс.

При этом 4 канала. А лента узкая, как в кассетах.

Но он квадро!!!

А значит тоже пригоден к использованию.

10. Олимп А-400

-10

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/olimp400.html

А это вообще 1994й год.

Но наконец-то в СССР выпустили полноценный Квадро-фоничский магнитофон высшего класса.

А то все время к этому квадро отношение было по остаточному принципу. С применением самой бюжетной техники.

11. Группа Яблоко. 1980й год.

-11

источник фото https://meshok.net/item/163427830_LP_%D0%9C%D0%90%D0%A0%D0%98%D0%9D%D0%90_%D0%9A%D0%90%D0%9F%D0%A3%D0%A0%D0%9E_%D0%B8_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_%D0%AF%D0%91%D0%9B%D0%9E%D0%9A%D0%9E_1980_%D0%9C%D0%9E%D0%97%D0%93_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0_ABC

-12

источник фото https://meshok.net/item/163427830_LP_%D0%9C%D0%90%D0%A0%D0%98%D0%9D%D0%90_%D0%9A%D0%90%D0%9F%D0%A3%D0%A0%D0%9E_%D0%B8_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_%D0%AF%D0%91%D0%9B%D0%9E%D0%9A%D0%9E_1980_%D0%9C%D0%9E%D0%97%D0%93_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0_ABC

А это пластинка. Ведь столько техники навыпускали. Нужно ведь на ней что-то слушать.

Вот и выпустили.

Всего один диск. В 1980м году.

***

Что до этого слушали 10 лет, оно конечно понятно.

Ехала различная заграничная музыка. Там-то и Битлы выдали, и Пинк Флоид альбома 3 сообразили.

Битлы если мне память не изменяет Сержанта Пепера и Эбби Роад выпустили.

А Флойды Meddle, Дарк Сайд и Стену.

Был и джаз, и классика. Точно знаю про 9ю Симфонию Бетховена Карайановскую.

Были и многоканальный эксперименты, именно с расположением исполнителей вокруг слушателей. Так чтобы барабаны какие сзади постукивали.

Именно изначально пробовали писать произведения под многоканал.

Ну вот как-то так.

Оказывается даже специализированные тыловые каналы в СССР производились.

Такие вот дела.

Спасибо, что вы со мной!!!

***

-13

фото коллаж из фото в статье