Продолжаю цикл статей про инсулинорезистентность (ИР), и сегодня подробнее остановимся на механизмах возникновения этого патологического состояния.
1. Болезнь или симптом
Иногда эндокринологи и диетологи утверждают, что ИР – не болезнь, а фактор риска, увеличивающий вероятность серьёзных заболеваний. Тем не менее мировое врачебное сообщество так не считает. У ИР даже есть код МКБ – R73.0. Только звучит диагноз как «Толерантность к глюкозе», видимо, поэтому и возникает путаница.
2. Все ли клетки инсулинозависимые
В одной из прошлых статей мы подробно разобрали механизм метаболизма глюкозы у здорового человека. Добавлю, что у этого процесса 2-е главные задачи – поддержание гомеостаза глюкозы в крови (от 3,5 до 5,5 ммоль/л) и обеспечение всех клеток организма энергией.
Для выполнения этих задач наша поджелудочная железа выделяет инсулин. Это такой «курьер», который за 2 часа должен растащить глюкозу из крови по адресам.
Вариантов у него немного:
- Гликоген + энергия клеткам;
- Жир — если гликогеновые депо и запасы АТФ под завязку, а глюкозы ещё полно́.
Важно добавить, что далеко не во все клетки глюкоза попадает при помощи инсулина. На поверхности большинства есть специальные, назовём их так, дверки: ГЛЮТ.
При появлении глюкозы они распахиваются, та заходит внутрь и путём сложных реакций превращается в кучу молекул АТФ, то есть энергетической пищи клетки.
Инсулинозависимыми являются миоциты (клетки скелетных мышц), гепатоциты (клетки печени) и адипоциты (наши «любимые» жировые депо). На их оболочке нет порталов – дверца в виде ГЛЮТ-4 всплывает на поверхность только после того, как инсулин отправит условный сигнал. Иначе глюкоза в клетку никак не попадёт, и та останется голодной.
3. Процесс запущен
Что происходит, если вы едите, как не в себя, особенно углеводы, а на физическую активность энергию не тратите?
Клетки понимают, что не могут израсходовать столько АТФ, и начинают использовать глюкозу другим способом. Они запускают процесс липогенеза, в результате которого из глюкозы образуются триглицериды, то есть жиры. Ожирение клеток приводит к нарушению проводимости сигнала от инсулина к компонентам ГЛЮТ-4, и глюкоза не может пройти внутрь.
Попутно растёт и жировая ткань. Адипоциты раздуваются и увеличиваются в 20 раз, после чего делятся пополам и растут дальше. И процесс этот вовсе не безобидный, ведь жировая ткань – гормональный о́рган, она способна производить как провоспалительные гормоны, так и провоспалительные молекулы – цитокины.
Последние блокируют фосфоинозитол-3-киназу, без которой технически невозможно возникновение портала для глюкозы ГЛЮТ-4. Попутно активируется сигнальный путь RAS/RAF, который как раз отвечает за рост жировых клеток.
В печени процесс формирования инсулинорезистентности происходит по-другому. Но это не так важно для обывателя, как понимание факта – все физиологические причины ведут к одному итогу: к нарушению передачи сигнала от рецептора инсулина к его мишеням.
Как только миоциты, гепатоциты и адипоциты перестают пропускать внутрь глюкозу, они начинают сигнализировать мозгу о голодании. Тот с удивлением обнаруживает в крови море глюкозы и командует поджелудочной выдать дополнительную порцию инсулина.
Поначалу это помогает, но со временем резистентность возрастает, а возможности бета-клеток истощаются. И здравствуй, сахарный диабет 2 типа.
4. Чем чревата ИР
Но мы с вами сейчас не об этом, а о предшествующем состоянии. Большая часть глюкозы при ИР отправляется в жир, причём не подкожный, который хранится в адипоцитах, а в самый гадкий, висцеральный.
Такой тип ожирения, когда липиды формируются в сердце, печени, стенках сосудов, ещё называют эктопическим. Именно он служит спусковым крючком для развития неалкогольной жировой болезни печени, атеросклероза и ишемической болезни сердца.
«Бонусом» при ИР в крови содержится много инсулина, а он блокирует липолиз (расщепление жиров). Вывод – стремление похудеть на ИР превращается в задачу уровня «Миссия невыполнима».
5. Как узнать, что у вас уже развивается инсулинорезистентность
Самый простой способ – измерить объём талии и бёдер и найти их соотношение. Цифра более, чем 0,8 для женщин и 0,9 для мужчин означает, что вы на скользкой дорожке. Если ИР пока и не развилась, то все предпосылки указывают на это.
Самый показательный способ лабораторной диагностики – индекс инсулинорезистентности (HOMA-IR). Он проводится у лиц с глюкозой ниже 7 ммоль/л и рассчитывается по формуле:
инсулин натощак (мкЕд/мл) x глюкоза натощак (ммоль/л)/22,5
Нормальные показатели находятся в диапазоне от 0 до 2,7.
Избыток триглицеридов и ЛПНП на фоне низкого уровня ЛПВП тоже можно рассматривать, как косвенный признак инсулинорезистентности.
Кстати, если вы уже взялись за здоровье и подсчитываете дневную норму калорий и БЖУ, обратите внимание вот на что. Плохое снижение веса или его отсутствие на углеводах в 40–50% от дневной нормы – это тоже признак ИР.
Конечно, у многих из вас сейчас возник логичный вопрос: «А что делать, Павел?». Исправлять ошибки, конечно. А вот о том, как это делать, расскажу в следующий раз. Статья была полезной? Не забывайте ставить класс, подписываться на канал и Telegram, а также делиться в комментариях своим опытом.
Всем здоровья и добра! С уважением, Павел Корпачев.