"Когда ученик готов, приходит учитель".
Исторически бытует мнение, что у настоящих мастеров #ушу есть секреты, которыми они не торопятся делиться со всеми учениками. Безусловно, этому есть основание. Но давайте разберёмся поподробнее - что это за секреты и от кого они скрываются, ибо именно конкретика всегда определяет истинное состояние вещей, и может, порой, разрушить устойчивое расхожее представление.
Для начала давайте определим, что же мы подразумеваем под понятием "Секрет", что мы вообще ждём от обладания "секретным знанием"? Уверен, большинство ответит примерно так: "это знания, благодаря которым можно резко повысить свой уровень мастерства". Другими словами, мы подозреваем, что открытые знания не позволяют нам повысить уровень в ожидаемые нами сроки. На чём же обычно базируется подобная убеждённость? - Обычно на том, что через определённое время, проведённое за отработкой доступных упражнений, мы убеждаемся, что наши навыки отнюдь не идеальны, и вообще, они не являются универсальными - оказывается, существует множество различных условий и контрприёмов.
Более того, постоянно открывающиеся новые знания, суть которых обычно заключается в многочисленных и специфических Требованиях, не позволяют нам сконцентрировать усилия на узком участке фронта - благодаря наставнику этот фронт постоянно расширяется, а значит достижение приемлемого результата постоянно откладывается. Попытки тщательно следить за каким-то одним Принципом, приводят к тому, что мы упускаем из вида остальные. В итоге мы постоянно работаем одним-двумя прутиками, а не крепко связанным веником. То есть само наличие знаний можно сравнить с набором отдельных прутьев, лежащих перед нами. А вот связать и использовать их вместе оказывается крайне затруднительным.
В чём же основная причина такого положения? - К сожалению, в самой природе ума, которым мы пытаемся пользоваться. Можно сказать, что ум это луч, способный высветить лишь один объект нашего внимания. Быстрое сканирование вызывает напряжение, но не приносит результата - создаётся лишь иллюзия того, что наше внимание охватывает все объекты сразу. Такой способностью Ум не обладает в принципе - это важное знание, которое может помочь нам не вести борьбу на платформе, не имеющей перспектив. Такой способностью обладает только #Сознание. А многие ли из нас смогут чётко различить Ум и Сознание? И не только теоретически - ведь речь идёт именно о применении!
Вот мы и подошли к одному из важнейших секретов - оказывается, все наши старания и усилия ведут лишь к повышению яркости луча, что делает тьму вокруг него ещё более густой. Как же её рассеять? Оказывается, следует позаботиться о важнейшей, но не очевидной составляющей Сознания - отсутствии какого-то ни было Напряжения. И само желание результата в этой схеме также отнимает необходимый ресурс. Другой крайностью является Вялость, с которой легко спутать истинное Расслабление. Именно точный баланс Внимания и Расслабления даёт искомое состояние Недвойственности, которое и является по сути Тайцзи.
А теперь логичный вопрос - помог ли кому-то этот важнейший секрет? Думаю что нет - ведь большинству все эти термины давно знакомы... В чём же тогда настоящая причина? - Она заключается в нашей Способности к устойчивой концентрации внимания вкупе с расслаблением, позволяющем не фиксироваться на отдельных объектах. Чем достигается это специфическое состояние? - Правильно, только практикой! Практику невозможно "передать" - её можно наработать лишь собственными постоянными и правильными усилиями.
Поэтому, передача "самых важных секретов" обычно надолго отодвигается. Когда наставник видит, что способность к устойчивой и объёмной концентрации ученика возросла, он не замедлит указать ему на главные, связующие условия, выполнение которых, как мы говорили выше, требуют на самом деле управления, обуздания естественных реакций ума.
Поэтому, главный вопрос не в секретности знаний, а в их своевременности. Пока не отработаны более простые правила и требования, нечего говорить о том, чтобы их связать и фактически перестать о них думать. А именно - перестать выполнять Требования привычными усилиями. То есть они в итоге должны выполниться как бы сами. Кто готов к такому секретному знанию? Да, можно попытаться имитировать это состояние, но всё мгновенно развалится. Именно поэтому коренной графемой в иероглифе Гунфу является Время.
Конечно, мы рассуждаем в парадигме внутренних школ ушу, в первую очередь #тайцзицюань, где особенно важно правильно понимать и следовать теории Дао. И здесь особенно важно следование Его главному принципу - Недеянию. О Недеянии можно рассуждать очень много, но важно опознать его некоторые характеристики именно в практике. Например, дух соперничества однозначно и сразу убивает Недеяние. Более того, как постоянно подчёркивал наш коренной Наставник по тайцзи мастер Цянь Юйцай, "тайцзицюань это в первую очередь уникальное средство, ведущее к миру". Да, да - не уникальное боевое сверх-искусство, а именно средство установления мира.
Когда же и как оно может выразиться именно так? - Только при одном условии - когда наш соперник не увидит нашего желания победить во чтобы то ни стало. Если для нас истина дороже, то мы будет даже в противостоянии искать именно её, наступая на горло собственному эго. Конечно, должен быть определённый уровень, чтобы действовать с подобным приоритетом. Но мы никогда не достигнем его, если в своей практике будем забывать главный принцип - Не использования физической силы. Полностью он звучит как "используй Мысль, не используй (грубую) физическую силу" - Юн И бу юн Ли.
Из этого важнейшего философского и практического понятия вытекает и методика обучения и все его акценты. Если ваш наставник не решил для себя проблему побед/поражений, то в этом случае он инстинктивно будет придерживать знания и технику, ведущую к победе - зачем ему взращивать конкурента? И конечно, речь в таком случае пойдёт скорее о приёмах, нежели о высоких Принципах. Почему в таком случае логичным является сокрытие приёмов? - Потому, что приём, если он не основан на гунфу, работает только один раз - когда вы узнаёте его, вы становитесь к нему готовы. А к #гунфу нельзя быть готовым - ему можно противопоставить лишь своё.
Если же ваш Наставник заботится о взращивании своего духовного состояния, то наиважнейшим для него будет возможность поделиться Знанием, ведущим к миру. Тут всё просто - чем больше людей будут обладать таким знанием, тем меньше на Земле будет вражды и соперничества. При этом, заметьте, никуда не исчезает бесконечная трудность достижения гунфу, тот самый Предел будет постоянно отодвигаться, поэтому интерес настоящего мастера никогда не угасает с ростом гунфу, а лишь возрастает.
Кстати, эти качества могут быть хорошими индикаторами для тех, кто ищет настоящего учителя. Лично мой опыт работы с Наставниками, которых мне даровала Судьба, исключительно положительный - все они искренне желали именно моего роста, и потому щедро делились знаниями, многие из которых для меня были даже опережающими.
Остаётся последний вопрос - как работать с этой самой Судьбой, чтобы состоялась встреча именно с настоящим Учителем? Постараемся ответить и на него.
Ниже я приведу фрагмент одного подробного и очень искреннего комментария одного из моих уважаемых читателей. Вот что пишет Юрий:
"я не однократно имел дело с китайскими специалистами и мастерами, и меня никогда не покидало ощущение, что по большому счёту меня просто водят за нос. Конечно, практикуя внутренние боевые искусства больше тридцати лет я всё же многое смог узнать у своих учителей, но по настоящему кроме догматических положений и заученных схем, которые дозволено постигать мирянам своим ученикам, они не раскрывают. Вся эта мистическая и философская шелуха является лишь весьма витиеватой попыткой растворить те крупицы знаний, которые современные "носители сокровенного знания", смогли усвоить в передаче от своих учителей. Возможно в этом и есть определённый глубокий смысл, так как только тогда начинаешь понимать, что единственным учителем для самого себя можешь быть только ты сам..."
Позволю немного поспорить с такой, увы, весьма распространённой точкой зрения. Понятно, что она вытекает из негативного опыта, и это всегда больно... Кроме того, если взять широкий срез, то среднестатистический китаец, скорее всего, не будет обладать высокими духовными качествами... впрочем, как и представитель любой другой нации. Да, он будет являть собой пример трудолюбия, работоспособности и упорства, умением довольствоваться малым, но в то же время, "земная" составляющая, конечно, будет доминировать, являясь производной жесточайшей конкуренции.
Но есть и другие. И как правило, чем выше уровень, тем искреннее человек. Такой мастер мечтает лишь об одном - чтобы нашёлся тот, кто смог бы взять эти знания, а не о том, чтобы скрыть их. Даже на моём уровне это так, что говорить о моих учителях. Сейчас проблема только в отсутствии учеников. Мастеров и знаний хватает, ибо сам запрос на настоящее очень сильно снижен - большинству нужны «быстрые» результаты, не требующие к тому же изменения способа мышления, затрат на изучения и осмысления философии.
Поэтому за такого ученика, который с готовностью впускает в себя незнакомую философию, тем более находящуюся в рамках незнакомой культуры, настоящие учителя держаться двумя руками. И отдельно надо отметить, что из всех многочисленных наций русских китайцы учат с наибольшим усердием, будучи исторически знакомы с великой русской культурой. Чего стоят только два наших наставника, с которыми нас свела судьба ещё в начале 90-х гг. прошлого века - Ли Цзишен и Цянь Юйцай. Оба профессоры, преподаватели русского языка в Пекинском университете.
Лао Ли был прекрасно знаком с русской и советской поэзией, фольклором, а #Цянь юйцай перевёл на китайский почти всего Булгакова и Солженицына. О сокрытии каких секретов можно говорить применительно к людям, душа которых была фактически соединена с Россией? Кроме того, одним из важных признаков настоящего Учителя является его постоянное стремление повышать собственный уровень. А также готовность и желание поделиться со своими учениками своей линией передачи, или знакомствами в среде мастеров. Эти два наших наставника щедро делились своими связями с другими мастерами, включая и своих наставников.
Ваш покорный слуга уже получил столько знаний и секретов, что реализовать их понадобится не одна жизнь. От кого я буду оберегать эти знания? - Только от того, чьи мотивы разняться с моим миропониманием: кто хочет возвыситься над другими, кто не любит мир, кто не ценит знания и опыт, кто забывает добро, кто неосторожен в речах, кто завистлив и не умеет сорадоваться. Многим знакома книга В. Малявина книги "Традиция внутренних школ ушу". В VII главе её приведены категории лиц, которых нельзя обучать и двадцать запретов для учеников - перечитайте её, она небольшая. На нашем канале мы разворачивали эту тему в серии публикаций "Учитель и Ученик - подводные камни"*, а также в статье "Умеем ли мы УЧИТЬСЯ, или нам так кажется?".
Как же встретить того, кто будет готов делиться с нами настоящим искусством? Видимо, нужна карма, которая образуется искренним желанием истины, большим терпением и доверием, вместе с пытливостью и трудолюбием, а также уважением и интересом к культуре Китая, его специфическому и наднациональному, общечеловеческому богатству. Любой нормальный, здоровый человек, не искалеченный психически, обязательно откликнется на внимание к нему, его корням и мировоззрению. И чем богаче внутренний мир человека, тем больше в нём желание поделиться им. Это нормально. Именно разные мировоззрения разделяют людей, принадлежащих не только одной расе, но, порой, даже одной семье. Поэтому, найти единомышленника это всегда большая удача.
Резюмируя, могу сказать, что фактически существуют две параллельные вселенные в области боевых искусств (а на самом деле ещё шире - в области любой Передачи Знаний). Одна широкая по форме и узкая по содержанию, она пропитана конкуренцией и беспокойством. Другая небольшая, узкая, где все друг друга знают и уважают - она широка и глубока по содержанию и основана на искреннем желании поделиться с остальным миром Законами, созданными самой Вселенной, знание и следование которым делает людей счастливыми.
Как всегда, буду рад вашим комментариям и мыслям на эту тему! Если статья вам понравилась, не забудьте поставить лайк, а подписавшись на мой канал, вы узнаете о выходе новых публикаций.
-----------------------
*Вводная Часть "Учитель-Ученик. Грани и подводные камни"
Часть 1 "ГРАНИ УЧЕНИЧЕСТВА"
Часть 2 "ГРАНИ УЧИТЕЛЬСТВА"
Часть 3 "ПОДВОДНЫЕ КАМНИ УЧЕНИЧЕСТВА"