Помните этот милый предновогодний наивный рекламный фильм по сценарию Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Потрясающий фильм!
Мы с удовольствием пересматриваем его взамен поднадоевшей «Иронии» и ещё более набивших оскомину «Филиппа – ясного сокола» и прочей геронтологической компании угасших звёзд, свет которых всё ещё беспокоит нас с голубых экранов в Новогоднюю ночь.
Фильм душевный, а Евгений Леонов в роли непрактичного недотёпы-фотографа придаёт ему ещё больше очарования. Ну подумайте: забрать все деньги из кассы взаимопомощи и добровольно купить на них… облигацию. Ту самую облигацию, на которые деньги из жалования удерживали принудительно.
Да, фильм рекламный. Но реклама в нём настолько ненавязчива, что разглядеть её может только искушённый в «трёхстах способах относительно честного отъёма денег рекламы» современный зритель. Советский же человек воспринимал фильм как чистую (ну почти, иначе статьи бы не было) монету.
На всякий случай напомню сюжет.
Герой Евгения Леонова работает фотографом в заштатном фотоателье провинциального городка (кстати сказать, фильм снимался в столице, но Орешников рвётся переехать в Москву и снимать «поток жизни»). У всех сотрудников ателье есть нерешённые материальные и прочие проблемы.
Герой Леонова мечтает купить фотоаппарат «Зенит-6» стоимостью 400 рублей. При его скромной зарплате фотографа осуществить её может только чудо.
Видимо, в надежде на чудо, Орешников запускает лапы в кассу взаимопомощи, берёт из неё 20 рублей (кстати, имеет полное на это право). И покупает на эти деньги… облигацию трёхпроцентного займа.
Благодаря чудесному стечению обстоятельств (не иначе) фотограф срывает по этой облигации главный куш тиража – 10000 рублей. Кстати сказать, для «лакшери» жизни в СССР не такая уж и большая сумма, как потом выяснилось.
Но самое интересное – выиграть 10000 по облигации Володя никак не мог! Тут авторы фильма немного наврали (в каком месте и зачем – обязательно рассмотрим). Оставим героев фильма разбираться с выигрышем и перейдём к облигации.
У меня дома завалялась парочка облигаций того самого займа, на которые не выпало ничего. Срок их реализации истёк, и они остались у нас в качестве сувенира.
Облигации были выпущены в 1966 году на 20 лет. За это время можно было выиграть по облигации какую-то сумму денег, или вернуть её стоимость. Но не раньше, чем через 20 лет (с 1986 по 1988 годы).
Выигрышными были только 30% облигаций, остальные 70% можно было выкупить по нарицательной стоимости (вернуть назад 20 рублей через 20 лет). То есть таким нехитрым образом государство брало взаймы у населения громадную сумму денег на весьма длительный срок.
Сумма заёма была астрономической. Только один разряд составлял – 100 000 000 рублей! А таких разрядов было как минимум 25. Одну из таких облигаций и купил Володя Орешников в надежде на чудо.
Всего было разыграно 160 тиражей, по 8 в год. Тираж разыгрывался очно (как это происходило, наглядно показано в фильме), подлог был исключён.
Кроме двадцатирублёвых облигаций были ещё половинные – по 10 рублей. Но и выигрыш по ним причитался половинный от целой облигации.
А теперь, переходим к самому интересному:
Почему Володя не мог по облигации выиграть 10000 рублей?
И где же, а главное, зачем, нам наврали уважаемые авторы фильма?
По облигациям население всего должно было выиграть 82 миллиона рублей (так, крохи). А максимальный выигрыш в тираже составлял 5000 рублей. Всего таких выигрышей было два.
То есть, чтобы выиграть 10000 рублей, Володя должен был купить две выигрышных облигации в одном тираже. Сами понимаете, что это уже сверхфантастическая удачливость. Так не бывает.
Ошалев от свалившейся на него удачи, Володя начинает перечислять, что он купит. И тут же понимает, что все символы благополучной жизни (квартира в Москве, машина, шуба будущей жене и фотоаппарат) в указанную сумму ну никак не помещаются.
К тому же выплыло пикантное обстоятельство (Володя раззвонил о своём счастье всем сотрудникам ателье) – сослуживцы пожелали забрать причитающуюся им часть выигрыша (в кассу же деньги все вносили).
Видимо, сотрудников в ателье было 10 человек, потому что на каждого после дележа выигрыша причиталось по 1000 рублей. И даже из-за этой, как выяснилось, небольшой в глобальном масштабе, суммы («на эти деньги ты можешь купить 3484 поллитры и у тебя останется ещё 92 копейки на закусь») люди готовы были ругаться, подсиживать, обыскивать и бегать по ночным улицам. Мерзко.
А теперь представим, что авторы не погрешили бы против правды и героям фильма досталось бы по 500 рублей (вдвое меньше), на которые не то, что шубы, даже телевизор цветной или пианино не купишь (мой, в общем-то, посредственный инструмент под названием «Аккорд» стоил 690 рублей). Не интересно.
Маленькая и несущественная ложь не прошла даром. Фильм в прокате получил второстепенное значение. Но посмотреть, и даже пересмотреть его однозначно стоит!