Найти в Дзене
Муки Зву

Дворовая песня в СССР. Часть 6. Одесский отвязный шансон. Сторона 2. Авторская.

Бесшабашная несоветскость и отсутствие официальных шаблонов всегда отличала дворовый шансон от филармонической эстрады тех лет. Дух свободы и легкий флер заграничности шел от этих голосов, которые мы считали эмигрантскими, убежавших от преследований и поющими в забугорных ресторанах за доллары. В Советском Союзе расцвет ресторанного шансона всегда приходился на времена экономической «оттепели», коих было 2 в новейшей истории СССР. НЭП 20-х годов и послевоенные послабления конца 50-х для артельщиков и цеховиков. Люди получали на руки кровные рубли, которые хотели тратить на себя, а не на добровольно-обязательные облигации. Одесса всегда славилась своими артистами, певцами, музыкантами, поэтами, самодеятельными творческими группами и оркестрами. Во второй главе своего рассказа об одесских песнях, хотелось бы сосредоточиться на авторском шансоне, посвященном веселому городу. Их имена скрыты в магнитофонном самиздате, широко проявившемся в 60-х годах, под безымянной надписью на бобине «Оде
Оглавление

Бесшабашная несоветскость и отсутствие официальных шаблонов всегда отличала дворовый шансон от филармонической эстрады тех лет. Дух свободы и легкий флер заграничности шел от этих голосов, которые мы считали эмигрантскими, убежавших от преследований и поющими в забугорных ресторанах за доллары.

Вся привольная жизнь Одессы танцевала от морского порта
Вся привольная жизнь Одессы танцевала от морского порта

В Советском Союзе расцвет ресторанного шансона всегда приходился на времена экономической «оттепели», коих было 2 в новейшей истории СССР. НЭП 20-х годов и послевоенные послабления конца 50-х для артельщиков и цеховиков. Люди получали на руки кровные рубли, которые хотели тратить на себя, а не на добровольно-обязательные облигации.

Музыкальная атмосфера веселого города у моря полна самыми разнообразными направлениями и коллективами
Музыкальная атмосфера веселого города у моря полна самыми разнообразными направлениями и коллективами

Одесса всегда славилась своими артистами, певцами, музыкантами, поэтами, самодеятельными творческими группами и оркестрами. Во второй главе своего рассказа об одесских песнях, хотелось бы сосредоточиться на авторском шансоне, посвященном веселому городу. Их имена скрыты в магнитофонном самиздате, широко проявившемся в 60-х годах, под безымянной надписью на бобине «Одесситы».

Пленки разлетались по всему Советскому Союзу с шуточными, бульварными, блатными «штучками», сложилась уникальная культура звукового андеграунда. Жемчужина у моря стала родиной для многих из этих песен. Как появлялись они? Авторы, музыканты из приморских ресторанов, хорошо знакомые с музыкальным этносом Одессы, еврейскими и малороссийскими народными мотивами, часто брали за основу старую добрую мелодию, вносили в текст современные реалии и исполняли их на широких свадьбах Одессы.

Это стало возможным в СССР во времена так называемого «второго НЭПа» конца 50-х годов после смерти Сталина – людям разрешили открывать артели, небольшие цеха, маленькие лавочки. Послевоенная разруха и голод уходили в прошлое, портовый город начинал жить свободной жизнью. В ресторанах прогуливались лишние деньги моряков, цеховиков. С каждым судном дальнего плавания возвращавшимся из похода на Привозе появлялись заграничные шмотки, косметика, пластинки…

Мы сейчас приступим к прослушиванию 2 стороны нашей воображаемой пластинки «Поет Одесса-Мама». Те кто пропустили предыдущую запись, могут пройти по ссылке ниже

СТОРОНА 1

СТОРОНА 2

— Элла Карловна! Выглядите на миллион баксов!
— Ай бросьте, сумма, может, еще и та, но очень уж потертыми купюрами…

1. «Ах, Одесса, Жемчужина У Моря» (Модест Табачников, слова народные).

По словам самого автора, он прогуливался по Пушкинской, где его хотели ограбить. В этот момент из его кармана выпала бумажка с нотами к песне. Когда Табачников скромно сообщил, что он написал эту песню, ему тут же все вернули и даже извинились.

Дилижанс

Band Odessa

Валентин Куба

Вилли Токарев

Сергей Пенкин.

— Циля, и таки как прошло свидание с Фимой?
— Ой, Софочка, этот поц дольше уговаривал…

2. «Еврейская Свадьба» (Мирон Ямпольский).

Песня «Ужасно Шумно В Доме Шмеерзона» или «Свадьба Шмеерзона» написана в 1920 г. одесским поэтом Мироном Ямпольским на Канатной улице. Действительно, песня побила рекорды популярности, долговечности и продолжительности звучания: двенадцать куплетов этнографически точных реалий одесской жизни начала 1920-х годов. Как всегда, потом ушла в народ и обросла вариантами, в том числе и на идише.

Вот какую «Свадьбу» исполнял легенда одесского шансона Алик Фарбер

А это Валентин Куба и Вячеслав Крук

Аркадий Северный со своим джаз-ансамблем

Валерий Вьюжный

После бурного секса Фима молча подошел к окну и закурил сигарету.
— Роза, и кто мы теперь с тобой, друзья или любовники?
— А кем бы ты хотел быть?
Фима посмотрел в окно на звездное небо, вздохнул и мечтательно ответил:
— Космонавтом.

3. «Алеша» (Георгес Карологос — Петр Лещенко).

Известный зажигательный фокстрот «Алеша Рыжий» Петра Лещенко в последствии был фольклоризирован. Известен по записям 1935 г. пластинок фирмы «Columbia» английского, австрийского, румынского производства. В СССР выходил подпольно на «ребрах». «Алешу» успели издать в СССР-России на последнем 6-м виниловом выпуске серии «Поет Петр Лещенко» 1992 г. студии «Мелодия» & «Русский Диск».

Аркадий Северный сделал свой кавер женской песни

Валя Сергеева легенда советского женского шансона

Наталья Самбурская

Маша Макарова и «Медуза Жаргона»

Лада Дэнс

В одесской библиотеке.
— Срочно дайте мне жалобную книгу!
— «Му-му» таки подойдёт? Или вам ещё жалобней?

4. «Ромео И Джульетта По-Одесски» (Дэн Гайдарский, Костя Беляев или еще кто-то, пока народная).

Известная песня неизвестного авторства 60-х годов, дошедшая до нас со старых катушек. Есть разного качества записи, в свое время #«Братья Жемчужные» представили ее в августе 1975 году с вокалом Геннадия Яновского, ударника группы на пленке «О Ромео И Джульетте». У них получился драйвовый вариант со скрипкой, пианино и гитарой. Такого видео я не нашел, есть похожее исполнение.

Михаил Спектор 1984 г.

— Тетя Соня, зачем ваш Яша ходит в музыкальную школу? У него же нет никакого слуха!
— Яша ходит туда не слушать. Яша ходит играть!

5. «Жил Я Шумном Городе Одесса» (условно народная).

Официально появилась на магнитофонной записи 1975 г. Аркадия Северного «1-й Одесский» (еще «2-й Одесский», «Фартовый Яд», «А. Северный и анс. «Четыре Брата и Лопата» с участием А. Резника» и др.). Поэтому приписывается ему, хотя песня звучала в одесских ресторанах еще с 60-х годов.

Аркадий Сержич

Евгений Любимцев

Александр Волокитин

Встречаются две одесситки.
— Сара, как ты можешь так изменять своему мужу?
— Как все. А что, ты знаешь другой способ?

6. «Полицмейстер Геловани» (Александр Розенбаум).

У известного барда много «одесских» песен, мне больше нравится цикл про Семэна. В первом альбоме «Домашний Концерт» 1981 г. есть эта песня под названием «Майдан».

Александр Волокитин

— Софочка, у вас и попа красивая, и голова красивая, но только они перепутаны местами.

7. «С Добрым Утром, Тетя Хая» (Нелли Казман, еще Рудольф Фукс и Вилли Токарев).

«Ах, Йозеф, Йозеф» — старинная одесская песня времен НЭПа, исполненная в оперетте «За океаном» в 1923 г. Пелась на идише, русском, румынском во время свадеб, торжеств, национальных праздников.

Автором была еврейская девочка из Филадельфии Нэлли Казман, с юности участвовавшая в «Народной еврейском театре» под руководством Давида Кесслера (David Kessler). Когда она вышла замуж за композитора Самуэля Штейнберга (Samuel Steinberg), то многие музыкальные номера для водевилей и оперетт они стали вместе писать. Так появился фокстрот «Ах, Йозель, Йозель, славный добрый Йозель!» еще задолго до своей одесской премьеры.

Аркадий Северный сделал как всегда свой вариант

Знаменитый шансонье Вилли Токарев сделал из нее классическую эмигрантскую песню. Вышла на четвертом студийном альбоме «Золото!» 1984 г., записанном в США.

Геннадий Самойлов

Евгений Любимцев

Дилижанс

Алексей Глызин

Ну и по традиции финальный анекдот.

На первом свидании: «Ой, Сонечка! А Вы не такая, как в Интернете…» — «Та Вы пейте, Жорик, пейте...»

Конец стороны 2. Продолжение.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной.
Если вам интересны ретро-темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал
МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Дворовые песни»:

Дворовые песни моего детства. Часть 3. Кинопесни, ставшие народными в СССР

Дворовый хит-парад пионерского детства в СССР. Часть 4. Сиротские жалостные песни беспризорников

Русский городской романс в СССР. Часть 5. Офицерская золотопогонная: белая косточка, голубая кровь и хруст французской булки.