Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Бакинец Владимир Швейцер — прародитель классического образа Кащея Бессмертного

Люди старшего поколения наверняка помнят такие фильмы, как "Василиса Прекрасная" (1939), "Конек-Гобунок" (1941), "Кащей Бессмертный" (1944). На них выросло не одно поколение советских детей.

Наверное их, как и Кащея, можно назвать "бессмертными", потому-что даже сегодня, восстановленные и раскрашенные, они нет-нет и мелькают на экранах телевизоров.

Не менее известен и режиссер этих фильмов — блестящий Александр Роу, а вот о авторе сценариев, практически с нуля написавшего сказку "Кащей Бессмертный", мало кто вспоминает.

"Кащей Бессмертный" (1944) и "Василиса Прекрасная" (1939)
"Кащей Бессмертный" (1944) и "Василиса Прекрасная" (1939)

Знакомьтесь — Владимир Захарович Швейцер, создатель и многолетний руководитель Русской Драмы (Баку), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР.

Владимир Захарович Швейцер (1889 - 1971)

Владимир родился 25 февраля в обрусевшей немецкой семье, переехавшей в Баку из Подольской губернии.

Семья не бедствовала, поэтому мальчик окончил Бакинскую императора Александра III мужскую гимназию, стоимость обучения в которой составляла 60 рублей в год. Затем техническое училище.

С детства показал себя не только способным к литераторству, но и очень активным, с хорошими организаторскими способностями. Наверное поэтому, в училище возглавил социал-демократический кружок, а в свободное время писал тексты для листовок и прокламаций в Бакинском комитете РСДРП.

Такая бурная деятельность привела к тому, что в 18 лет, Владимиру пришлось бежать из Баку. Причем все было настолько серьезно, что дошло до изменении фамилии на Нижерадзе.

В Екатеринбурге, куда он подается из Баку, к Швейцеру приходит слава известного репортера и фельетониста.

Владимир Захарович Швейцер
Владимир Захарович Швейцер

Но он движется дальше — Ростов, потом Москва, где он увлекается театром и написанием сценариев.

Становится заведующим зав.литом театра Балиева "Летучая мышь".

«Летучая мышь» — театр миниатюр Серебряного века и раннеcоветского времени, один из самых первых и лучших камерных театров России, возникший из пародийно-шуточных представлений актёров Московского Художественного театра под руководством Никиты Балиева.

Но его тянет родной город, поэтому, как только представилась возможность, Владимир Швейцер возвращается в Баку, где создает сатир-агиттеатр, ставший предтечей Азербайджанского русского драматического театра имени Самеда Вургуна.

Решением Бакгорисполкома от 29 апреля 1923 года Государственный свободный сатир-агиттеатр переименовывают в Бакинский рабочий театр, который вновь возглавил Владимир Швейцер.
В. Швейцер из сатирического агит-театра - театра миниатюр, создает полноценный драматический коллектив, на долгие годы определив его яркий, самобытный характер, зарекомендовавший и прославивший театр среди коллективов русских театров Советского Союза. (с) Википедия

В Бакинским театром русской драмы, так вскоре начинает называться театр, Владимир является художественным руководителем и главным режиссером до 1929 года.

В этот период в нем играют Фаина Раневская и Михаил Жаров.

-4

Затем опять начинается московский период.

Владимира Захаровича приглашают заведовать сценарным отделом киностудии «Межрабпомфильм». После реорганизации студии в «Союздетфильм», Швейцер становится главным редактором.

В 1948 году, «Союздетфильм» станет «Киностудией имени Горького», но Владимир к этому времени уже опять будет в Баку.

Эвакуированный вместе с другими киноработниками в столицу Азербайджана, он больше не найдет в себе сил расстаться с городом. Так и останется в нем, вновь возглавив Русскую Драму на следующие 15 лет.

С женой актрисой Снежиной.
С женой актрисой Снежиной.

Вот как этот период вспоминал другой известный бакинец Леонид Зорин,

которого Швейцер взял в завлиты еще студентом.

Я подружился с Владимиром Захаровичем, хотя по возрасту нас разделяли не менее чем три поколения...
Он был и даровит и остер, но слишком опытен и умен, чтобы себя реализовать...
Но темперамента было вдоволь - фельетоны принесли ему имя, какое-то время оно гремело среди первейших имен журналистики. И жизнь его была живописной, сводившей его - близко и тесно - то с Есениным, то с Алексеем Толстым, то с Константином Марджанишвили. Человек с такой неспокойной кровью не мог пройти мимо кулис, и Швейцер основал два театра еще в далеких двадцатых годах...
Судьба свела его и с кино - он много сотрудничал с Протазановым. "Праздник святого Йоргена", "Марионетки" и "Бесприданница" - все эти знаменитые фильмы сняты по сценариям Швейцера. И вот он возвратился в Баку, в театр, который сам же и создал четверть столетия назад.

Леонид Зорин совершенно прав. До известных всем фильмов-сказок, Швейцер написал несколько сценариев для серьезного кино. Для первого фильма "Праздник святого Йоргена" в 1930 году.

Вот такая история... )