Найти тему

Вокругскверная экскурсия часть 2

Мы продолжаем круговое движение, обходя центральный сквер нашей столицы по часовой стрелке. Прошлый раз мы остановились около зданий женской гимназии, построенных практически в конце XIX-го века. Отсюда мы и продолжим свое виртуальное путешествие…

Итак, мы поднимаемся вверх по тротуару, и нас начинают пленять аппетитные запахи. Практически каждый ташкентец, кому «слегка за сорок», моментально скажет: - подходим к «Уголку»! И будет прав. Правда, сие общественно полезное заведение было сооружено лишь в 1964-м году, чуть ранее знаменитого «Буратины», но не все ли равно…

Строили его по проекту архитектора Нузета Заидова, который мастерски решил поставленную ему задачу. К сожалению, имя его известно немногим, а вот вкуснятина, производившаяся на территории кафе, была известна далеко за пределами центра столицы.

Отведать знаменитые цыплята табака приезжали не только жители города, но и его гости. Как сейчас помню – выходила замуж моя старшая двоюродная сестра, так после свадьбы мы со всеми приехавшими родственниками «завалились» именно в «Уголок», продолжая отмечать сие достопамятное событие.

Кафе "Уголок", 60-е
Кафе "Уголок", 60-е

А мы переходим небольшую улочку, уходящую влево, и перед нами музей истории Тимуридов. А кто помнит, что было на его месте?

Напомню – еще не так давно на его месте находилось известное в городе фотоателье, где с удовольствием фотографировались и «сквер»ные посетители. Еще ранее на его месте стояло здание штаба Туркестанского военного округа, фото которого мне удалось найти во «всемирной паутине».

Здание штаба ТуркВО в Ташкенте
Здание штаба ТуркВО в Ташкенте

А рядом с ним по сию пору возвышается двухэтажное здание, исстари принадлежавшее военным. Это здание ОДО – окружного дома офицеров, основная часть которого была возведена в далеком 1885-м году.

Оно много раз перестраивалось, ремонтировалось, усиливалось (в отношении сейсмостойкости), и в нем (очень надеюсь, что остался) был театральный зал, который долгие годы сохранялся, как памятник архитектуры. А еще здесь была шикарная библиотека, работали самые разные детские, и даже взрослые, кружки. А какие представления проходили здесь в новогодние каникулы – мой старший сын успел побывать на двух или трех из них… Сегодня это старинное здание принадлежит одному из гражданских вузов города, а военным отдали бывший дворец авиастроителей…

Здание окружного дома офицеров (ОДО)
Здание окружного дома офицеров (ОДО)

Идем дальше, и переходим через Московский проспект, ныне это проспект Энгельса, упираясь в небольшой скверик, за которым находится чаша когда-то работавшего фонтана. На месте скверика, примерно до конца семидесятых годов прошлого века, находился Г-образный двухэтажный дом, одна часть которого была отдана для размещения семьи управляющего банком (о нем - ниже). Вторая принадлежала одному из ташкентских предпринимателей - О.А. Порцеву, который владел типографией, располагавшейся в этом же доме на первой этаже. Сам же Иосиф (Александрович? Алексеевич?) с семьей занимал второй этаж особняка.

Часть же дома, выходившая своим фасадом на современный проспект Энгельса, «вмещала в себя» книготорговое товарищество «Культура», принадлежавшее, по всей видимости, тому же господину Порцеву. А потому мы можем с удовольствием причислить предпринимателя к одному из самых удачливых предпринимателей нашего города. В конце концов, даже купцы Яушевы не могли позволить себе иметь дом прямо в центре Нового города.

Мы следуем далее, и подходим к старинному зданию, построенному по проекту незабвенного Вильгельма Соломоновича Гейнцельмана – зданию банка, выполняющему и по сей день свои первоначальные функции. Оно было сооружено в далеком 1895-м году, и стоит до сих пор (слава Богу), рядом с еще парой интересных зданий. Но…о нем позже… а пока…

Здание банка
Здание банка

Увы, по чьему-то нелепому распоряжению часть здания, выходившая на современный проспект Энгельса, была разобрана еще в восьмидесятых годах прошлого столетия, и на ее месте сегодня мы можем наблюдать лишь… фонтан и тротуар… Очень жаль… С началом реальной банковской деятельности новоявленные финансовые заведения стали заниматься выдачей кредитов (ссуд) под приобретение товаров, операциями с ценными бумагами, и очень часто принимали участие в скупке урожаев хлопка. Точнее, владельцам хлопкозаводов выдавался кредит на определенных условиях, который, в свою очередь, шел на закупку ценного сырья.

При этом тот самый урожай скупался буквально на корню задолго до его реального сбора. Достаточно вспомнить хотя бы торговый дом братьев Вадьяевых, имевший более трех десятков хлопкоочистительных заводов по всему Туркестанскому краю. Но, среди честных и открытых людей всегда есть, к сожалению, место для пронырливых, ловких, и не всегда порядочных людей. Особенно, если они видят, прямо – таки чувствуют, легкую наживу.

Одной из таких личностей и был приснопамятный саперный поручик, Станислав Казимирович Глинка - Янчевский. Его можно назвать своеобразной «легендой» Ташкента окончания второй половины XIX-го века. Читая его биографию, я не мог понять, как можно было начинать свои бизнес – дела, зная, что конкурентов особо не наблюдается, и с треском «прогорать».

Первоначально удивление мое вызвало то, что, несмотря на практически трехлетнее «времяпрепровождение» (за какие-то темные делишки) в исправительном доме, читай, тюрьме, во время учебы инженерной академии, он «умудрился» получить офицерское звание, но за все свои «художества» был отправлен служить, «всего - то – навсего», в Туркестанский край…

Выставочный павильон И.И.Первушина, перекупленный Д.Л. Филатовым
Выставочный павильон И.И.Первушина, перекупленный Д.Л. Филатовым

Как известно, в семидесятые – восьмидесятые года позапрошлого века в Ташкенте шло активное строительство. Требовались хорошие строительные материалы, и, в частности, кирпич. И тот самый поручик, не порывая со службой, занялся этим прибыльным делом.

Этот туркестанский кирпич показал себя во всей красе – одно из зданий, сооруженное именно из него, простояло не один десяток лет в центре города. (А некоторые и по сей час радуют наши глаза своими архитектурными формами). Оно было известно старожилам Ташкента как «парашютка» - фабрика по производству парашютного шелка. Размещалось сие сооружение рядом с Таджик – махаллей – на месте современного здания, в котором не так давно находилась швейная фабрика «Юлдуз». Это был ташкентский «тюремный замок» – такое прозвище накрепко прилипло к нему сразу по окончании строительства.

Гостиница "Узбекистан" и почтовое отделение
Гостиница "Узбекистан" и почтовое отделение

Строила его фирма, принадлежавшая ушлому поручику, (а это не поощрялось как во времена давние, так и современные), который уже тогда занялся финансовыми махинациями, что и обнаружила внезапная ревизия. В результате Янчевский вынужден был уйти с военной службы, но отделался весьма легко относительно конечных результатов проверки.

Я рассказываю это потому, что кто-то занимался честным трудом, зарабатывая свой капитал, а кто-то проворачивал сомнительные финансовые аферы. Точно также вышло и в 1880-м году, когда с огромным шумом был открыт «Банкирский дом С.К. Глинки - Янчевского и К°». Вот кого можно назвать предвестником знаменитой «МММ».

Нашлось немало вкладчиков, которым, как я могу предположить, были обещаны умопомрачительные проценты по вкладам. Но, увы, банкирский дом достаточно быстро обанкротился, и прибылью для основной массы людей, доверивших ему свои капиталы, были буквально «копейки» - где-то по тридцать медных копеек на каждый рубль вклада.

Но учредитель снова выходит сухим из воды, а вот сильно страдает его жена, которая, как официальная владелица банка, и была она отправлена на целый год в тот самый тюремный замок, которую возводили из кирпича, произведенного на предприятии ее же мужа. Но в городе ходили достаточно серьезные слухи, что самые крупные вкладчики, надо думать, приближенные «неудавшегося» банкира, не остались при своих интересах.

К счастью, подавляющее большинство наших местных предпринимателей старалось вести свои коммерческие дела правильно, потому как ничто не ценилось среди бизнесменов тех времен выше, чем человеческая честность и порядочность.

Мы переходим, (нарушая правила дорожного движения) широкий проспект, и всходим на тротуар около одной из первых высотных гостиниц – «Узбекистан». Вот именно здесь, на месте этого тротуара и стояло здание еще одного банка – Волжско-Камского, пережившего то самое землетрясение1966-го года.

Волжско-Камский банк
Волжско-Камский банк

Идем дальше, и, не успев перейти улицу, некогда носившей название Саларская, мы видим перед собой симпатичный такой особнячок, принадлежавший одному из самых удалых купцов Туркестанского края, а именно – Д.Л. Филатова.

Я не оговорился – на месте современного Дворца Форумов, задолго до его возведения стоял вполне себе красавчик - особнячок, до последних дней своей жизни использовавшийся как почтовое отделение, носившее номер 47.

Особняк Дмитрия Львовича Филатова
Особняк Дмитрия Львовича Филатова

Это потом почти на его месте было возведено трехэтажное здание, принадлежавшее агентству УзТАГ – Узбекское телеграфное агентство. А пока господину Филатову не нужно было никуда ездить в дни проведения выставок в городском саду – достаточно было просто перейти через улицу.