В феврале 1895 года китайский Вэйхайвэй был захвачен японскими войсками. Но остатки Бэйянского флота под командованием адмирала Дина Жучана продолжали удерживать остров Люгундао с расположенной здесь военно-морской базой, надеясь на подход подкреплений...
Получив от разведки подтверждение того, что Бэйянский флот практически перестал существовать как организованная сила, адмирал Ито перешел к решительным действиям. На 7 февраля 1895 горда была назначена решительная бомбардировка китайских позиций, которая, как он надеялся, вынудит Дина Жучана сдаться. Утром почти весь японский флот появился у острова Люгундао. Первый боевой отряд и "летучая эскадра" (крейсера "Мацусима", "Чийода", "Хасидате", "Ицукусима", "Есино", "Такачихо", "Акицусима" и "Нанива") открыли огонь по его укреплениям, в то время как корабли остальных трех отрядов ("Фусо", "Хиэй", "Конго", "Такао", "Мусаси", "Тэнрю", "Каймон", "Кацураги", "Цукуси", "Атаго", "Майя", "Осима" и "Текай"), сосредоточили огонь на фортах острова Жидао. Адмирал Ито, возглавляющий Первый боевой отряд на своем флагмане "Мацусима" совершал циркуляции перед боновым заграждением у острова Люгундао, адмирал Цубой с «Летучим отрядом» — перед Жидао.
Первый выстрел прозвучал в 07:20 по местному времени. Его произвел крейсер "Чийода" с расстояния 25 кабельтовых (4,5 км), а затем к нему присоединились остальные японские военные корабли. Им энергично отвечали китайские береговые батареи, поддержанные последними крупными кораблями Бэйянского флота – броненосцем береговой обороны "Пинъюань", крейсерами "Цзинъюань" и "Цзиюань", да кое-как залатанным после посадки на камни броненосцем "Чженьюань". Артиллерийская дуэль продолжалась до 10.00. Больше всего в итоге пострадала батарея на острове Жидао – прямым попаданием было уничтожено одно из орудий, сожжены несколько зданий. Но и японцам на сей раз досталось: попадания получили "Мацусима" (один снаряд уничтожил штурманскую рубку и повредил дымовую трубу, второй разорвался над броневой палубой в районе торпедного аппарата), "Хасидате", "Есино", "Нанива", "Акицусима" и "Фусо", а также две канонерки.
От интенсивной стрельбы бухту и острова заволокло пороховым дымом, видимость упала. Этим решили воспользоваться командиры китайских миноносцев. Прячась в дыму, они незаметно прошли через боновое заграждение в его восточной части; им никто не препятствовал, ни свои, ни противник. Когда на крейсере "Мацусима" заметили маневр китайских миноносцев, то не на шутку встревожились: по эскадре был дан приказ прекратить обстрел и изготовить к бою противоминную артиллерию. Однако… вместо того, чтобы атаковать противника, цинские минные корабли на всех парах стали уходить от места сражения на северо-запад, к Чифу. Японцы сперва решили, что это какой-то хитрый маневр, и лишь спустя некоторое время до них дошло, что катера противника просто пытаются сбежать – этот очевидный вывод с трудом укладывался в самурайских головах. Вице-адмирал Ито не меньше других был озадачен видом удаляющихся кораблей, но потом решил, что уцелевшие крупные корабли Бэйянского флота последуют за миноносцами.
Некоторые исследователи считают, что миноносцы выполняли приказ адмирала Дина об атаке японских кораблей. Однако это кажется крайне маловероятным: учитывая их невысокую скорость, такая атака средь бела дня была бы форменным самоубийством.
Примерно в это же время суть происходящего стала очевидна и обороняющимся. Запоздалый огонь по дезертирам открыл броненосец "Чженьюань", а затем и батареи Люгундао. Миноносец "Чунчао", вероятно, был поврежден артиллерийским огнем, так как вскоре выбросился на берег недалеко от батареи Пейшанцуй. Остальные продолжили свое бегство.
Лишь когда китайцы начали стрелять по собственным удаляющимся миноносцам, японцы осознали, что на самом деле происходит. Ито приказал крейсерам "Летучей эскадры" догнать и уничтожить беглецов.
В "побеге" участвовали 13 китайских миноносцев. Четырнадцатый, "N17", затонул еще 5 января 1895 года в гавани близ Люгундао после столкновения с крейсером "Вэйюань". Впоследствии он был поднят японцами и, после капитального ремонта, зачислен боевой состав как миноноска №27. Корабль оказался практически непригоден для службы, и через несколько лет пущен на слом.
Для быстроходных крейсеров адмирала Цубоя "Иосино" и "Нанивы" эта задача была довольно несложной. Двигаясь мористее, японцы прижимали миноносцы к берегу, а орудийные расчеты стреляли, как на учениях. Один за другим маленькие корабли выбрасывались на берег. В конце концов, до Чифу удалось добраться только двум самым крупным ("Фулунь" и "Ютуй I"), но там их настигли "Иосино" и "Такачихо". Китайские команды скрылись на берегу. Проведенный осмотр показал, что из тринадцати миноносцев после посадки на мель восемь можно восстановить, а остальные взорваны экипажами. Ремонтопригодные подлатали и отправили на ремонт в Порт-Артур, но пять миноносцев затонули при буксировке. До Порт-Артура добрались только три ("Фулунь", "Ютуй I", "Ютуй 3"). По окончании боевых действий они пополнили состав японского флота.
Помимо захвата дезертировавших миноносцев, похвастаться в тот день Ито было нечем, разве что единственным попаданием в крейсер "Цзиюань", не нанесшим серьезного ущерба. Между тем шесть крупных японских кораблей требовали, пусть и небольшого, но ремонта.
Весь следующий день китайские позиции на островах Люгундао и Жидао подвергались обстрелу из четырех орудий захваченных фортов Чаопейцуй и Лукейцуй. Японцы также привезли двенадцать 88-мм траншейных мортир Круппа, которые начали засыпать острова градом снарядов.
Реального урона их мелкие фугасы почти не наносили, но сильно действовали защитникам на нервы, подрывая боевой дух.
Канонерки Третьего боевого отряда "Тенрю", "Ямато", "Мусаси", "Каймон" и "Кацураги", к которым время от времени подключались крейсера II дивизии, обстреливали крепость весь световой день. Все это время крейсера "Иосино", "Такачихо", "Акицусима" и "Чиода" курсировали напротив входа в бухту, держась в стороне от боя.
Примерно в 12.30 два тяжелых снаряда почти одновременно попали в крейсер "Цзинъюань", бывший флагманом адмирала Дина Жучана с 5 февраля. Один из них, вероятно, калибра 280-мм, угодил в правый борт, пробил бронепалубу, а затем взорвался по левому борту ниже ватерлинии, оставив огромную дыру в корпусе. Борьба за живучесть эффекта не дала, и через 50 минут "Цзинъюань" затонул на мелководье. Жертв было немного – всего 6 человек. Последними тонущий крейсер покинули его командир и адмирал Дин Жучан.
Адмирал Ито пришел к выводу, что понадобится как минимум еще одна атака миноносцев. Для ее обеспечения было решено уничтожить боновое заграждение между островом Жидао и берегом залива. Две ночи кряду паровые катера и баркасы с нескольких судов пироксилиновыми зарядами взрывали бон, но не особо преуспели. Затем поднялась такая буря, что дальнейшие попытки уничтожить заграждение пришлось свернуть.
9 и 10 февраля японцы продолжали бомбардировку, причем к сухопутной артиллерии снова присоединились корабли Третьего боевого отряда. Однако теперь военное счастье было на стороне китайцев: буквально за полчаса их пушки нанесли серьезные повреждения "Кацураги", "Тенрю" и "Ямато". Канонерки вынуждены были выйти из боя.
Потопление "Цзинюаня" и бегство миноносцев окончательно подорвало боевой дух защитников. 8 февраля взбунтовался гарнизон Жидао, а 12-го подняли мятеж некоторые подразделения Люгундао. Произошли стычки между солдатами и лояльными адмиралу матросами, в результате которых погибли по меньшей мере четыре человека. Хотя в конечном счете ситуация была взята под контроль, китайскому командованию стало ясно, что крепость исчерпала возможности к сопротивлению. Вечером 11 февраля адмиралу доставили телеграмму от Ли Хунчжана, в которой наместник категорически заявлял, что подкреплений не будет, и давал совет "перейти с эскадрой в какой-нибудь другой порт". После этого офицеры штаба выразили мнение о необходимости скорейшей капитуляции.
Перед лицом открытого мятежа, без всякой надежды на помощь извне, адмирал Дин Жучан в конце концов решил капитулировать. 12 февраля вице-адмирал Ито и маршал Ойяма получили отправленные им письма с предложением сдать крепость на определенных условиях. Японцы согласились гарантировать жизнь и возвращение на родину по окончании боевых действий всем слагающим оружие китайским и иностранным офицерам на китайской службе. Также была гарантирована жизнь рядовым солдатам и матросам.
14 февраля японский флот вошел в гавань Вейхайвея. На борту крейсера "Мацусима" был официально подписан Акт о капитуляции. Однако адмирал Дин Жучан не присутствовал на этой церемонии - он покончил с собой еще сутки назад, и четверо его высших офицеров последовали за ним. В руки японцев перешли форты на островах, все ценные портовые сооружения, большие запасы продовольствия и военных материалов и корабли Бэйянской эскадры.
Японский флот пополнился сразу несколькими кораблями. Помимо трех миноносцев, в него, после необходимого ремонта и частичного перевооружения, были включены китайский броненосец "Чженьюань" (японцы те же самые иероглифы читали как "Чин Иен"), крейсер "Цзиюань" ("Сай Иен"), броненосец береговой обороны "Пиньюань" ("Хэй Иен") и минный крейсер "Гуанпин" ("Кохэй"). К этому моменту флот микадо еще ни одного броненосца не имел, так что "Чин-Иен" на какое-то время стал сильнейшим кораблем страны Восходящего Солнца.
С Бэйянским флотом было покончено.
В ходе боевых действий он потерял броненосец, два крейсера, малый крейсер и 11 миноносцев, еще один (поврежденный) броненосец, броненосец береговой обороны, крейсер, четыре миноносца и шесть канонерских лодок попали в руки победителей. Потери личного состава составили почти 2000 убитых и раненых, 5124 человека были взяты в плен (но вскоре освобождены).
Этот огромный успех стоил японским вооруженным силам (по официальным данным) относительно недорого.
Армия сообщила о 83 убитых и 219 раненых, а флот потерял 20 человек убитыми, 46 ранеными, а также два миноносца.
Японцы задержались в Вэйхайвэе до конца февраля. Затем, взорвав укрепления и вывезя припасы, они передислоцировали войска в Маньчжурию. На Люгундао остались только два пехотных батальона, которые эвакуировались оттуда в 1898 году, после передачи Вэйхайвэя англичанам.
Война еще не была формально завершена, но ее исход не вызывал сомнений.
Казалось бы, что может омрачить триумф победителя? Но… разгромом Китая и беспрецедентным усилением Японии были весьма недовольны мировые державы. Особенное беспокойство выражала Россия, сама имевшая виды на Ляодунский полуостров. Да и то сказать, одних трофеев японцы набрали столько, что их хватило бы вооружить небольшое государство…
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.
Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6
#японо-китайская война
#1895
#паровой флот
#эпоха броненосцев
#броненосцы
#вэйхайвэй
#предательство
#миноносцы
#империя цин
#военная история