Основанный в 1947 году Музей имени Андрея Рублева много лет не могли открыть для публики. Длились переписки с чиновниками, поиск средств на реставрационные работы и благоустройство территории, бесконечные ответы и отчеты о деятельности, подтверждавшие состоятельность музея, его необходимость. В поддержку музея выступали многие видные ученые, деятели культуры, писатели.
14 июня 1955 года находящийся в Кремлевской больнице в Москве, революционер, бывший соратник Ленина, советский партийный деятель В. Д. Бонч-Бруевич, пишет Н. С. Хрущеву, первому секретарю ЦК КПСС:
" Глубокоуважаемый и дорогой Никита Сергеевич! Тяжелая болезнь, заставившая меня лечь в больницу, мешает мне написать Вам обстоятельное письмо по вопросу, который волнует меня и не может не волновать нашу советскую общественность, по вопросу о судьбах находящегося в Москве музея древнерусской живописи им. Андрея Рублева.
Этот музей был основан по постановлению Совета Министров СССР от 10 декабря 1947 года [...] Но до сих пор музей не открыт для постоянного обозрения. До сих пор музею не предоставлено помещение Андроникова монастыря, где жил и умер Андрей Рублев. До сих пор недоброжелатели музея из Архитектурного управления, куда входит музей, делают все попытки ликвидировать его и всячески третируют его самоотвержденных сотрудников.
В 1960 году исполняется шестисотлетие со времени рождения Рублева. Трудящиеся Советского Союза и все передовое человечество отдадут новую дань уважения памяти гениального художника-гуманиста [...]
Но невеждам из Архитектурного управления нет никакого дела до замечательного русского человека - А.Рублева, ни до декрета В.И. Ленина, ни до постановления Совета Министров СССР, подписанного Сталиным. Им нужен Андроников монастырь для их ведомственных целей. Вот и все.
Прошу, дорогой Никита Сергеевич, среди всех огромных Ваших партийных и государственных дел, найти время, чтобы вмешаться в этот вопрос [...]
С коммунистическим приветом, Влад. Бонч-Бруевич".
Послушайте это письмо целиком
Через месяц, 14 июля 1955 г., Бонч-Бруевич скончался. Неизвестно, какова была реакция на само письмо, однако в 1960 году, спустя 13 лет после своего основания, Музей имени Андрея Рублева был открыт для посетителей.
К торжественному дню 21 сентября 1960 года был отреставрирован Спасский собор – подлинная белокаменная жемчужина средневековой Москвы. На его ступенях и состоялось торжественное открытие музея, приуроченное к объявленному международному празднованию 600-летнего юбилея Андрея Рублева.
Вот как этот день вспоминает одна из первых сотрудниц Музея имени Андрея Рублева, принимавших непосредственное участие в этом торжестве, Ирина Александровна Иванова:
Официальное открытие Музея и мемориальной доски Андрея Рублева состоялось 21 сентября 1960 года, примерно в 3-4 часа дня. День был теплый и светлый. Никогда еще Андроников монастырь не видел такого скопления людей, соскучившихся по своей истории и жаждущих приобщиться к своим духовным корням. Митинг состоялся с западной стороны собора, около входа. Желающих поучаствовать в этом торжестве было так много, что людям пришлось стоять даже на длинной лестнице церкви Архангела Михаила. Работали кинооператоры, и момент открытия Музея был запечатлен для потомков в кинохронике «СССР сегодня». Мы стояли на высоком крыльце собора, где произносились речи, в том числе министром культуры РСФСР А.И.Поповым. Запомнились пламенные речи художников Б.В.Иогансона и С.В.Герасимова, искусствоведа М.В.Алпатова и француза, вице-президента Всемирного Совета Мира, Эммануэля д’Астье. Находившаяся внизу публика внимательно слушала их.
Была также проведена реставрация храма Архангела Михаила Андроникова монастыря.
Бывшие гаражи были отремонтированы и приспособлены под выставочный зал.
Большие и светлые залы выставочного корпуса словно были предназначены для демонстрации произведений монументальной и станковой живописи Древней Руси. Самый большой зал был отдан под искусство XVII века, к которому в то время было весьма снисходительное отношение. Красочность, нарядность, декоративность и монументальность, в сочетании с народными чертами, произведений XVII столетия ошеломляли посетителей. Юбилейная экспозиция была свидетельством верной направленности как научной, так и реставрационной деятельности, в которой все было определено высоким чувством ответственности, серьезности в решении стоящих перед Музеем задач.
К моменту открытия музея экспонатов (не фото, а подлинных памятников) было всего (или уже?) три сотни – привезённые из экспедиций, спасенные из закрытых и заброшенных храмов иконы здесь обрели новую жизнь и стали доступны всем, кому дороги русские история и культура.
Среди из этих экспонатов была икона «Иоанн Предтеча» из Николо-Песношского монастыря.
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!