Найти тему

Андрей Рублев или его ученик? Кто автор шедевра 15 века?

Эта икона была в числе главных экспонатов музея в день его торжественного открытия для посетителей 21 сентября 1960 года. Созданная в эпоху Андрея Рублева, она стала связующей нитью, протянувшейся из пятнадцатого века в век двадцатый. Увидеть ее можно было в только что отреставрированном Спасском соборе Андроникова монастыря, который и сам связан с именем великого русского иконописца.

СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА (ИЗ ДЕИСУСНОГО РЯДА ИКОНОСТАСА)
1420-е годы. Москва. Мастер круга Андрея Рублева
Дерево, темпера. 109 × 86 см
Из Николо-Песношского монастыря под Москвой
КП 822
СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА (ИЗ ДЕИСУСНОГО РЯДА ИКОНОСТАСА) 1420-е годы. Москва. Мастер круга Андрея Рублева Дерево, темпера. 109 × 86 см Из Николо-Песношского монастыря под Москвой КП 822

Образ святого пророка Иоанна Предтечи, о котором идет речь, поступил в музей имени Андрея Рублева через краеведческий музей и стал одним из признанных шедевров русского искусства XV века. Он происходит из собора Николо-Пешношского (Песношского) монастыря, основанного учеником Сергия Радонежского преподобным Мефодием. При реставрации иконы обнаружилось, что она опилена в нижней части - фигура святого первоначально была выполнена в рост. Молитвенная поза пророка, повернутого влево, характер доски с широким верхнем полем и узкими боковыми, свидетельствуют о том, что икона являлась частью деисусного ряда крупного по размеру иконостаса, не сохранившегося до наших дней. Судьба других икон этого иконостаса неизвестна - вероятно, он был разобран и разрознен еще в XVIII веке, когда, предположительно, и был изменен размер иконы. По воспоминаниям Н.Н. Померанцева, в начале XX века она висела в соборе Пешношского монастыря на столбе.

В литературе о древнерусском искусстве икона получила неоднозначную атрибуцию. Часть исследователей приписывали ее авторство непосредственно Андрею Рублеву, большинство считало образ Предтечи работой ближайшего последователя Рублева, мастера из его окружения, младшего современника. Нюансы в мнениях принципиальны: «рублевский» и «послерублевский» периоды московской живописи существенно разнятся. Но, как бы то ни было, неповторимость этого произведения определяется возвышенной утонченностью, просветленностью образа пророка, утонченной красотой.

Вот как в 1966 году описывала икону научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева А. Куклес:

"В одном из залов музея висит икона начала XV века с изображением Иоанна Предтечи. Некоторые специалисты считают, что она принадлежит кисти Андрея Рублева. Перед нами человек, размышляющий над людскими судьбами, над своей жизнью. Его взгляд внимателен, проникновенен и благожелателен. Он обращен к людям. Лицо Иоанна Предтечи исполнено чуть грустного спокойствия и уравновешенности, которую можно назвать внутренней гармонией. Это отличает образы Рублева. Созерцание этого образа дарит людям надежду."
-3

Композиция иконы своеобразна по сравнению с близкими ей по времени чиновыми иконами. Иконография памятника содержит указание на пророческую миссию и пустынническую жизнь Иоанна Предтечи одновременно. Он одет в плащ (как пророк) и меховую милоть (как отшельник), что отличает вариант решения автора от большинства произведений, созданных в ту же эпоху.

По мнению Г.В. Попова, по своему исполнению памятник обнаруживает безусловную близость рублевским работам. Совершенство письма этой иконы является результатом блестящего, виртуозного мастерства, исключительной технологичности. Плотные мазки светлой охры поверх санкирной подготовки передают ощущение легкого свечения лика, бледного, почти лишенного притенений. Тем самым достигается иллюзия внутреннего озарения, причастности к духу небесной любви, мистического пребывания в ней. Небесное начало подчеркнуто сине-голубыми отсветами милоти и плаща.

Икона своей углубленной сосредоточенностью действительно соизмерима только с рублевскими произведениями. В ее авторе можно видеть современника Андрея Рублева, работавшего параллельно с ним. Он был московским мастером, хорошо знал, как и Рублев, византийскую живопись палеологовского периода, высокие традиции современного ему искусства православного мира. В отличие от Рублева, ему импонируют камерные формы, что сближает произведение с образами более поздней московской живописи и миниатюры. При этом исключительность эстетического и духовного уровня памятника из собрания музея обнаруживает редкую приближенность к миру рублевских образов.

-4

Рисунок лика, волос, рук достигает каллиграфической изощренности, сближая икону с памятниками второй половины XV века. Однако утонченность душевного состояния, внутренняя озаренность, неповторимость соединения скорби и просветленности, сияние милосердия сближают икону с произведениями самого преподобного Андрея Рублева, где скромность палитры, ее кажущаяся простота подчеркивают внутреннее, неземное духовное богатство персонажей.

Наиболее вероятной датой создания образа являются 1420-е годы, до кончины удельного Дмитровского князя , сына Дмитрия Донского Петра (1385–1428), известного своими вкладами в Николо-Пешношский монастырь. Как и многие современники, он скончался от моровой язвы, как тогда называли чуму. В это же время умерли великий московский князь Василий Дмитриевич, преподобный Кирилл Белозерский и, похоже, сам преподобный Андрей Рублев.

Икона святого Иоанна Предтечи находится в постоянной экспозиции музея на 1 этаже - часы работы уточняйте на сайте музея.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!