Таджикистану после уничтожения Советского Союза пришлось очень худо. В 1992 году в стране вспыхнула гражданская война, в которой, по разным оценкам, погибло от 60 до 150 тысяч человек. При тогдашнем населении приблизительно в 6 миллионов это - огромная цифра.
Случись такое в современных США, американцы потеряли бы убитыми от 3 до 8 миллионов человек.
Война произошла между светским правительством и оппозицией в лице исламистов. Компартия Таджикистана, в отличие от партий остальных республик бывшего Союза (исключая Белоруссию), не была распущена и выступила в войне политической силой на стороне правительственных войск. В 1995 году на выборах в Маджлиси Оли (однопалатный парламент Таджикистана) партия заняла 61 место из 180 и стала крупнейшей партией страны (при этом большинство мест занимали независимые).
Гражданская война была окончена мирным соглашениям между враждующими сторонами. Местным "елбасы" - в Таджикистане его называют "пешвои меллат" - стал Эмомали Рахмон(ов).
Оный персонаж постсоветской политики не слишком выделяется из плеяды себе подобных. Он был членом КПСС, занимал должность директора совхоза, а в 1990-м пришёл к успеху, став депутатом.
После гражданской войны отношения председателя ЦК Компартии Шоди Давлятовича Шабдолова, председателя КПТ, и "отца нации" не складывались. Тем временем партия теряла популярность, и в следующем меджлисе имела уже 13 мест и 60.
История КПТ после начала нулевых - это потеря влияния и сближение с правительством. Выборы становились всё более подконтрольными, часть функционеров перебегала к НДПТ (местная партия власти), и в конце-концов партия "докатилась" до 2-х мест в Меджлисе. Поскольку в таджикском парламенте всего 63 места, 2 места в Меджлисе аналогичны 14-15 местам в Государственной Думе РФ.
В 2016 Шабдолов не был переизбран на пост ЦК. Его обвинили в падении популярности партии и плохих отношениях с президентом.
В 2017 партия временно вышла из СКП-КПСС (объединение постсоветских коммунистических партий), но в 2018 вернулась.
Положение левых сил сегодня
КПТ входит в СКП-КПСС. Несмотря на серьёзное ослабление парламентского влияния, она насчитывает 52 000 человек, и это при общем населении в 9 миллионов. Таким образом, партия имеет влияние на массы и может быть грозной силой.
В целом, несмотря на очень грустное положение левых, само существование легальной компартии с длинной историей позволяет смотреть на будущее этой страны оптимистично.
Перспективы
Проблемы таджикской политики сродни таким же в странах Средней Азии и Кавказа. А именно:
- Клановость:
Кланы - это организации по принципу принадлежности к определённому семейному роду. Кланы имеют обширные, хотя и незаконные, полномочия - судебные, карательные, "внешнеполитические"; их влияние очень серьёзно. Оно объективно мешает развитию любой государственности. Захвативший власть клан становится "элитой" автоматически, своеобразной кастой брахманов политики, что легко видеть на примере Чечни. Сломать клановую систему - значит сделать большой шаг в развитии политических институтов. В Таджикистане же действует соглашение кланов, как буржуазных структур, что крайне негативно отражается на развитии левого движения.
2. Бонапартизм:
Неудивительно, что в стране, где есть официальный "отец нации", с политикой как-то туговато. Избавившись от исламистов, Рахмон(ов) взялся за коммунистов, как реально опасную оппозицию, представляющую трудящихся.
3. Экономическая политика:
Таджикистан - страна с большим потенциалом. При определённых условиях она могла бы стать крупным поставщиком энергии и туристической державой за счёт гидроэнергетики и гористой местности. К сожалению, вся сила страны уходит в Москву. Трудоспособные граждане становятся мигрантами, чтобы прокормить крупные семьи. Семьи мигрантов находятся в положении фактической зависимости от бизнеса соседнего государства. В таких условиях тяжело бороться за трудовые права.
С другой стороны, в компартии Таджикистана есть костяк из опытных партийцев и мощная молодёжная организация в лице Коммунистического Союза Молодёжи Республики Таджикистан. Наличие даже двух депутатов в Меджлисе даёт некоторую защиту от наиболее жёстких репрессий реакции и возможность официально высказывать свою позицию.
Таким образом, коммунисты Таджикистана являются силой, с которой надо считаться и с которой нужно налаживать диалог отечественным борцам за народное благо.