Найти тему
Седой с Урала

Лучший в России морской музей находится на Балтике

В топ-3 самых посещаемых мест Калининградской области уже несколько лет подряд входит Музей Мирового океана. В 2021-м он принял рекордное число посетителей — 1,3 миллиона человек. Это две трети от всех туристов, приехавших в Янтарный край в прошлом году. Путешественников привлекают в музее уникальные морские корабли на берегу реки Преголи.

Так выглядит Музей Мирового океана с набережной реки Преголи. Фото автора.
Так выглядит Музей Мирового океана с набережной реки Преголи. Фото автора.
Музей Мирового океана был создан в Калининграде 12 апреля 1990 года. Это крупнейший комплексный морской музей в России. В его состав входят Набережная исторического флота, у причала которой стоят пять морских судов разного класса, и музейный комплекс с несколькими тематическими экспозициями по истории научного освоения океана и отечественному мореплаванию.

Лучше всего начать осмотр музея с берегового комплекса рядом с разводным мостом через Преголю. Любимый и наиболее популярный объект у туристов — советская дизельная подлодка Б-413. С 1968 по 1999 годы она входила в состав Северного и Балтийского флотов. После передачи музею подлодку сохранили в первозданном виде, убрав боевое вооружение.

Длина подлодки Б-413 составляет 91,3 метра, ширина - 8,5 метров. Фото автора.
Длина подлодки Б-413 составляет 91,3 метра, ширина - 8,5 метров. Фото автора.

Посмотреть здесь и вправду есть на что: на входе располагается торпедный отсек, где представлена краткая история подводного морского флота России. Далее путь лежит через рабочие и бытовые отсеки корабля — камбуз, кают-кампанию, жилые кубрики и т.д. Больше всего удивляешься тому, как здесь в течение года могли жить 80 человек экипажа, когда подлодка уходила в дальнее плавание.

Торпедный отсек даёт представлении о грозном вооружении на борту подлодки. Фото автора.
Торпедный отсек даёт представлении о грозном вооружении на борту подлодки. Фото автора.

Следующий экспонат — легендарное научно-исследовательское судно «Витязь». Оно совершило 65 научных рейсов во всех водах Мирового океана. А в в 1957 году с его борта измерили расстояние до самой глубокой на Земле Марианской впадины — оно составило 11 022 метра.

Длина НИС "Витязь" равна 109,4 метрам, ширина - 14,5 метров. Фото автора.
Длина НИС "Витязь" равна 109,4 метрам, ширина - 14,5 метров. Фото автора.

В состав музея «Витязь» вошёл в 1994 году. Внутри можно увидеть экспозицию, посвящённую истории географических открытий и судоходства. Больше всего впечатляют отреставрированные каюты и повседневный быт учёных — на борту судна была даже своя операционная.

Столовая на НИС "Витязь" впечатляет своим убранством и роскошью. Фото автора.
Столовая на НИС "Витязь" впечатляет своим убранством и роскошью. Фото автора.

Другое научное судно в составе музея - «Космонавт Виктор Пацаев» - смотрится футуристически из-за огромных параболических антенн на его борту. В советское время корабль входил в состав морского космического флота и обеспечивал связь между Центром управления полётами и космическими аппаратами, в том числе с МКС вплоть до 2017 года.

Длина НИС "Космонавт Виктор Пацаев" составляет 121,5 метра, ширина - 16,7 метров. Экипаж - 60 человек, научный состав - 77. Фото автора.
Длина НИС "Космонавт Виктор Пацаев" составляет 121,5 метра, ширина - 16,7 метров. Экипаж - 60 человек, научный состав - 77. Фото автора.

Представлены в музее и промысловые суда. В частности, средний рыболовный траулер СРТ-129, который построили в конце 40-х в Германии и передали СССР в счёт репараций. На этом корабле многие десятилетия ловили селёдку в Северной Атлантике, а сейчас на его борту находится выставка по истории рыболовецкого флота России.

Длина траулера - 38,5 метров, грузоподъёмность - 110 тонн, экипаж - 26 человек. Фото автора.
Длина траулера - 38,5 метров, грузоподъёмность - 110 тонн, экипаж - 26 человек. Фото автора.

Крайним в морской коллекции является плавучий маяк «Ирбенский», спущенный на воду в 1962 году в Финляндии. Это последнее в мире обитаемое судно такого класса. Оно несло вахту в одноимённом проливе между Рижским заливом и Балтийским морем, но после распада СССР корабль отбуксировали на базу ВМФ России в Кронштадте. В 2000-х маяк хотели пустить на металлолом, но в 2017 году его передали музею.

Длина плавучего маяка - 43,4 метра, высота огня над уровнем моря - 17,5 метров, дальность видимости - 12 морских миль. Фото автора.
Длина плавучего маяка - 43,4 метра, высота огня над уровнем моря - 17,5 метров, дальность видимости - 12 морских миль. Фото автора.

Есть на набережной Петра Великого и некорабельные экспонаты. Это и глубинные бомбы, и морские торпеды, и артиллерийские орудия. Но самым крутым из них по праву считается противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 – единственная летающая лодка из состава Балтийского флота. После реставрации в 2015 году туристы могут заглянуть в салон и кабину этого гидросамолёта.

Длина самолёта и размах его крыльев - 30 метров, максимальная скорость - 550 км/ч. Фото автора.
Длина самолёта и размах его крыльев - 30 метров, максимальная скорость - 550 км/ч. Фото автора.

А вы что думаете по поводу морской экспозиции Музея Мирового океана, дорогие читатели? Делитесь своим мнением в комментариях!

О других необычных достопримечательностях России и зарубежных стран вы можете узнать, подписавшись на мой канал.

#путешествия #ТУРИЗМ #калининград #МУЗЕЙ #корабль #экскурсия #РОССИЯ