Найти тему
Коуч может!

Остров, последнее российское КИНО

Оглавление
Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев
Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев

Из воспоминаний Виктора Сухорукова:

"...Так вот, что меня вытянуло? Вы не поверите, я однажды пришел в пустую квартиру с выключенным телефоном. Ой! Это даже не вспоминаю! Все пропито. Все! Все ушло туда! (машет рукой в сторону)...нету, все двери закрыты. Всё! Все погашено. И вдруг голос:
Голос - Устал?
Сухоруков - Устал...
Голос - Что делать будем?
Сухоруков - Да я не знаю.
Голос - А может, давай, начнем, попробуем все сначала?
Сухоруков - Неохота.
Нет, это не была белая горячка. Четрей-то я не видел. Но как я начал себя судить...Казнить! Уничтожать! Я начал себя добивать!
Голос - Запомни, Сухоруков, лучше не будет. Легче не станет. И одиночество будет преследовать тебя до конца дней! Готов?!
Сухоруков - Готов!"

Это артист о своем алкоголизме. Честно. Жестоко. Как было. Кто побывал на самом Дне, знает, что такое Небо. Наверное поэтому Петр Мамонов ЗАСТАВИЛ режиссера Павла Лунгина взять на пробы Виктора Сухорукова. Всем своим нутром музыкант чувствовал - роль отца Филарета предназначена именно этому артисту.

Виктор Сухоруков. Наложение грима. Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев
Виктор Сухоруков. Наложение грима. Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев

Всем добра! Меня зовут Александр Ким и вы на моем канале Перезагрузка в 40. Да, мне 40 (уже или еще, не суть) в активе: 2 детей, понимающая жена, кот персикового окраса, целых 33 буквы русского алфавита и, надеюсь, светлая голова.

Побойся Бога, ну, какой Сухоруков монах?!

Такие слова прокричал Петру Мамонову Павел Лунгин. Амплуа актера намертво срослось с дилогией "Брат" и ослепительно бритой головой. Имидж, к которому приложил руку сам Балабанов. И еще фразой:

Вы нам еще за Севастополь ответите!
кадр из к/ф "Брат 2" режиссер А.Балабанов 2000 год кинокомпания "СТВ"
кадр из к/ф "Брат 2" режиссер А.Балабанов 2000 год кинокомпания "СТВ"

А тут отец Филарет. Кроткий и добрый человек всего с двумя слабостями - одеялом и сапогами. Нет, решительно нет, режиссер встал на дыбы. Но тут коса нашла на камень. Мамонов настаивал:

Вызывайте, вы его не знаете.
Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев
Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев

В тот год Виктору Сухорукову исполнялось 55 лет. В душе накопилось много чего и светлого, и темного. Я недаром вставил в начало статьи его исповедь про алкоголизм. Вера - это также диалог с самим собой, Богом, Миром.

Нет, Виктору точно было что привнести в образ отца Филарета. Самого себя, свои беды и годы забвения. Свою боль. Искупление. Свою память о падении до уровня животного, беса, нелюдя. И съемки в таком фильме стали наградой за все усилия остаться человеком. Алкоголизм не лечится - это патологическая склонность пуститься во все тяжкие. Без срока давности.

Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»
Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»
Фильм "Остров" Павла Лунгина, где я сыграл настоятеля монастыря Филарета, - это как небо и земля, день и ночь по сравнению с моим персонажем из 89 года, с которого началась моя работа в кино, и что удивительно, это была 55-я моя киноработа. Я думаю, что это не только была моя роль. Это была моя награда или мне награда с точки зрения красоты роли и масштаба роли. И в такой теме, которая позабыта, которой давно, очень давно не было в киноискусстве.
Виктор Сухоруков отрывок из интервью

К пробам артист подошел со всей ответственностью, словно первокурсник. Никаких поблажек к себе как маститому, заслуженному и прочему. Отец Филарет - это кротость, мудрость, человеколюбие. Ну просто в отрыве от неистовой экспрессии обычных ролей. Глыба! Сверхзадача!

Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев
Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев
И постоянно я говорил - сиди, молчи, спокойней, смирнее, смирнее, смирнее. Вот я просто приказывал играть или исполнять смиренность.
Виктор Сухоруков отрывок из интервью

Кто-то может сказать, что Мамонов всех переиграл. Но это неверная постановка вопроса. Актер не раз сталкивался с такой оценкой. Мол, он и Дюжев какие-то ряженые, кукольные. Нет, все не так просто. Для Сухорукова эта роль стала подведением промежуточного итога. К чему он пришел? Что за душой? Пустота, фальшь или пусть горькая, косая, кривая, но правда.

Я ведь измучил себя искушениями. За всю жизнь я ведь был грешным больше, чем светлым человеком...Я не совершал великих преступлений, я не убивал человека, у меня не было тех великих грехов, о которых предупреждает Святая книга. Нет. И тем не менее, я жил, наверное, больше по земному, не оглядываясь на небо и не прислушиваясь к Святому слову.
Виктор Сухоруков отрывок из интервью

Интересно много, кто из современных молодых или не очень актеров такое скажет о себе самом, любимом? И не в гламурном формате псевдоисповеди "Секрета на миллион". Не в этом полоскании нижнего белья на потребу целевой аудитории. А вот так, без пафоса, без выгоды.

Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»
Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»
Есть детская радость и любовь невероятная у о. Филарета, настоятеля. Он как птичка Божия, я и хотел сделать его именно таким. И в этом смысле образ Виктора Сухорукова - он не менее удивителен. Может быть благодаря любви?
Павел Лунгин, режиссер

От "Бригады" до отца Иова

Дмитрий Дюжев для меня в этом фильме несколько неуклюжий, угловатый. Как бы высказался его герой "на подковках". Если Мамонов в кадре жил, а Сухоруков ему мастерски подыгрывал (в самом хорошем смысле слова), то экранный образ бывшего военного, а ныне монаха получился каким-то натужным.

Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев
Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев

От него тесно, хочется остановить актера. Куда? Зачем? Почему так? Отчего такая трактовка?

К фильму Дмитрий готовился. По воспоминаниям актера он даже в экспедицию поехал на поезде, чтобы хотя бы пару дей провести в молчании и наедине со своими мыслями. Видимо, было о чем подумать. По мнению Сухорукова, Дюжев - это молодой человек с интересной судьбой. Наверное, часть этой непростой жизни и пытался сохранить в себе Дмитрий как заряд для непростых съемок.

"Но вскоре пришел Павел Лунгин, собрал нас с Виктором Сухоруковым и Петром Мамоновым и сказал нам, что мы должны понимать, что всю съемочную группу он отбирал по принципу профессионализма, что все ее участники разных вероисповеданий, разного отношения к религии, и просил нас не смущаться. И вместе мы решили, что пока съемочная группа будет готовить объект, мы будем в сопровождении монахов-консультантов работать над ролями где‑то в отдалении — просто чтобы сохранять нужное расположение духа."
из интервью Дмитрия Дюжева
Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»
Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»

А теперь об экранном противостоянии отца Иова (герой Дюжева) и отца Анатолия (Петр Мамонов). Оно ведь было и в реальной жизни. Ни словом вне съемок артист не перемолвился с исполнителем главной роли. Почему? На это не было ответа. Чувствовалась закрытость, стена, неприятие.

Однако ответ на загадку нашелся в самый последний день съемок. Вот как это было:

«Да ты меня прости, я же не настоящий актер, я этому не учился, я не умею, как вы — сейчас я играю, а сейчас не играю, сейчас я дружу, а сейчас на дух не переношу. Я увидел в сценарии, что у нас с отцом Иовом сложные взаимоотношения, и когда ты приехал, я и представил, что ты тот самый отец Иов и есть! Ты уж прости, я все понимаю, но я просто по‑другому не умею, и я бы просто не сыграл! А сейчас мы с тобой все отсняли, теперь давай, что хочешь расскажу, теперь мы с тобой друзья!»
из интервью Дмитрия Дюжева

Именно так, по окончании экспедиции Мамонов разорвал молчание в отношении экранного визави.

Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»
Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»
Ну и есть образ о. Иова, героя Дмитрия Дюжева, который такой… ну как офицер – он идет к Богу, он искренне верит, но он считает, что ему должны за это "звездочки на погоны"
Павел Лунгин, режиссер

А я не играю – я так живу!

Многолетняя творческая дружба музыканта Петра Мамонова и режиссера Павла Лунгина началась еще в 1990 году на съемках фильма "Такси блюз". Был ли выбор на главную роль в "Острове" очевиден? И да, и нет. Лунгин - мастер ожидания. Он как винодел четко знает, какая бутыль с драгоценным напитком созрела и готова к столу. Вот и Мамонов взял эту роль будучи не богемным и эпатажным музыкантом "Звуков Му" времен "Иглы". А именно, что умудренным, одухотворенным и живым как никто в кадре человеком, кто мог часами слушать проповеди отца Иоанна (Крестьянкина). Десятилетием раньше было бы не то.

Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев
Съемки к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. фотограф Дмитрий Зверев

Дмитрий Дюжев вспоминает как сталкивалась воля режиссера, творца вселенной картины Павла Лунгина и воля Петра Мамонова

Лунгин кричит: «Стоп! Петя, что ты мне играешь?» А Петр отвечает: «А я не играю – я так живу»

Вот так и жил на полную катушку в кадре. Не цитировал заученный текст, а молился. Однажды даже заплакал исполнитель роли больного мальчика, Гриша Степунов, до того проникновенно говорил перед камерой отец Анатолий. Границы кино и реального мира размывались.

"Петр Мамонов - это животное, которое существует настолько органично не актерски в этой истории, что все мы на его фоне - игрушки."
из интервью Виктора Сухорукова
Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»
Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»

Неистовость в трактовке образа, с символическими кулаками отмечали все члены съемочной группы. Как примерил на себя черную, испачканную угольной пылью рясу так и шел напролом с тачкой и кайлом. Без ужимок, актерских приемов и прочих хитростей.

Я увидел Петра Мамонова в главной роли и понял, что здесь должен быть только Мамонов с его юродивостью, с его искренним и глубоким воцерковлением...
Павел Лунгин, режиссер

Вершина

Хочется сказать отдельно об операторской работе. Она прекрасна. То как "говорит" с вами повествование - неспешно, величаво и проникновенно. С постоянным акцентом на природу, которая стала полноценным партнером актеров. Словно через времена года, закаты и рассветы дает ответы Создатель.

Исподволь камера передает хрупкую, суровую красоту русского Севера. Как играет искрами солнца холодный лед, плывет игрушечный кораблик по свинцовым волнам. Отблески огня в кочегарке. Все это заслуга талантливого оператора - Андрея Жегалова.

А.Жегалов на съемках к/ф "Остров" 2005 год
А.Жегалов на съемках к/ф "Остров" 2005 год

...Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности. Такое бывает раз в жизни. И я счастлив, что в моей жизни это произошло.
из интервью Павла Лунгина

К сожалению, Андрей Жегалов умер в 2007 году от инфаркта.

Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»
Кадр из к/ф "Остров". режиссер П.Лунгин 2005 год. кинокомпания «Студия Павла Лунгина»

Не меньшая заслуга и у сценаристы ленты - Дмитрия Соболева. Во время экспедиции он жил недалеко от места съемок. Не мог оставить свое детище просто так.

Сценарист к/ф "Остров" Дмитрий Соболев
Сценарист к/ф "Остров" Дмитрий Соболев

За музыкальное оформление отвечал Владимир Иванович Мартынов. Его оркестровые композиции украшали такие фильмы как "Юность Петра", "Михайло Ломоносов", "Холодное лето 53-го" и др. И на этот раз талант композитора позволил усилить визуальный ряд.

Небо, скалы, море пронизаны проникновенной музыкой. Это звенят льдинки ранней арктической зимы, глухо стучит смерзшийся на морозе уголь, бьется в висках кровь во время молитвы. Деликатные мотивы, которые не перетягивают внимание на себя, а работают на общую цель.

Владимир Иванович Мартынов композитор к/ф "Остров"
Владимир Иванович Мартынов композитор к/ф "Остров"

И режиссер, которого не назовешь мэтром советской школы. Вовсе нет. Его "Такси блюз" - это 90-ый год, конец эпохи. Но почему-то в "Острове" воплотилось все самое лучшее, что было в СССР. Связь времен, иначе не объяснишь.

Павел Лунгин долго не решался взять сценарий в работу. Неоднократно откладывал, ждал, думал. Снова ждал.

режиссер к/ф "Остров" Павел Лунгин
режиссер к/ф "Остров" Павел Лунгин
И вдруг у меня образ фильма сложился... Понимаете, это – поворот жизни. Вот так это было, и, надо сказать, что чувство чуда сопутствовало нам, во время съемок было очень много больших и малых чудес"
Павел Лунгин, режиссер

Он мог по два дня ждать подходящей погоды, хотя северное лето было коротким и чудо, что уложились до декабря. Но все срослось. К счастью, для всех нас.

Стоит ли смотреть фильм? Безусловно. Как лекарство от суеты, гордыни и уныния. Нечасто, когда просит душа.

Друзья, в связи с нововведениями Дзена выживут лишь те каналы, где есть подписки. Если мой канал Вам интересен я ВЫНУЖДЕН просить вас подписаться и порекомендовать его другим подписчикам. Спасибо за понимание!

Спасибо за прочтение. Канал развивается, когда есть активность. Если не сложно, поставьте палец вверх или подпишитесь. И будет Вам счастье! Гарантирую. Всех благ!

Другие публикации канала Перезагрузка в 40:

Подарок немцам на 14 февраля от комбата Мадояна

Блокада, помнить вечно

Когда попросят каяться за победу, вспомните ответ старого снайпера

Золотой теленок, так сейчас не снимают

Мария. Спасти Москву, когда миф подменяет реальность

Японский Шиндлер оказался круче немецкого

Воланд, шо, опять?!! Повтор на 800 лямов

До свидания, мальчики, так сейчас не снимают