Найти тему

Кто и как уничтожил культовую оранжевую серию "Альтернатива"?

Оглавление

Культовая в 00-х обложка
Культовая в 00-х обложка

Если вам, уважаемые читатели, как и мне уже за 30, то вам наверняка свело олдскулы от обложки этой статьи. Еще бы! Знаменитая серия «Альтернатива» или, как ее называли в народе «Оранжевая серия», была глотком свободы в 00-х для всех тех, кто устал от «Пираньи» Бушкова или бесконечных повествований Ника Перумова о похождениях некроманта Фесса. Именно с этих книг началось знакомство российского читателя с Чаком Палаником, Ирвином Уэлшом и Хантером Томпсоном. Свидетели не дадут соврать, что эта серия буквально совершила революцию на книжном рынке, а в 2008, к сожалению, прекратила свое существование. И этот текст я пишу с некоторым трепетом сердца по прошедшему времени, с целью разобраться, что повлияло на закрытие проекта «Альтернатива» от издательства «АСТ».

С чего все началось?

Конец 90-х.

Россия переживает ужасную героиновую эпидемию: шприц, безхозно-оставленный в подъезде – норма; молодой парень, со стеклянными глазами, пошатываясь, несет куда-то телевизор, за ним со слезами на глазах бежит мать; с наступлением темноты вдоль дороги выстраиваются девушки, продавая свои услуги, но выглядят так, что и бесплатно не надо; Игорь Сорин из «Иванушек» выбрасывается из окна и это долгое время мусолится в газетах, особенно в «Комсомольской правде», которую в те годы, много кто выписывал; в школах периодически проводят "День Здоровья" к которому надо нарисовать рисунок - все поголовно рисуют перечеркнутый шприц, а слова "ЗОЖ" еще никто не знает.

-2

Именно в это, не самое приятное для России время, появляется спрос на «наркотическую» литературу. Переводчик Виктор Коган переходит с Фицджеральда на Берроуза, Илья Кормильцев, написавший нетленные тексты песен для «Наутилус Помпилиус», переводит рассказы Уэлша, а Алекс Керви (Александр Кривцов), который к тому времени уже презентовал российскому читателю перевод романа «Джанки», готовит к публикации «На игле» и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

Алекс Керви
Алекс Керви

Издательство «АСТ» обращает внимание как растет спрос на маргинальную литературу и в 2001 году заключает с Алексом Керви контракт на совместное издательство книг, заключив их в серию «Альтернатива», его же самого назначают креативным директором серии. Согласно контракту, издательство публикует пакет его переводов, забирая себе 90% прибыли с тиражей, но при этом компенсирует расходы команды Керви. А расходы были немалые: каждый перевод Алекс согласовывал либо с автором текста, либо с его родственником, а с Хантером Томпсоном, он даже встречался лично в 1997 году и автор культового «Страха и ненависти» даже заранее предупреждал о возможных опасностях публикации его книги в России.

Обложки Алексаднра Касьяненко для издательства "Ультра.Культура"
Обложки Алексаднра Касьяненко для издательства "Ультра.Культура"

Идея дизайна обложки, которая сразу же бросалась в глаза, принадлежит Александру Касьяненко, который позже будет оформлять обложки в издательстве «Ультра.Культура». Что же касается тех книг, которые привез в Россию именно Алекс Керви, то они помечались специальным лейблом в виде буквы «Т», что среди читателей воспринималось как определенный знак качества. Само же издательство «АСТ», несмотря на всю ту грязь, описанную под оранжевыми обложками, позиционировало серию, как «Интеллектуальный бестселлер», который попросту не каждому дано осилить. Вспомните, например, шокирующую сцену с ребенком из романа «На игле» - вряд ли «интеллектуально», но осилить точно дано не каждому.

-5

Хантер Томпсон был прав.

Хантер Томпсон. Автор "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", "Ромовый дневник" и других произведений.
Хантер Томпсон. Автор "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", "Ромовый дневник" и других произведений.

Что же было дальше? Неизвестно сколько бы еще могла просуществовать серия, но весной 2003 года указом президента формируется «Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации». Который, как в России и положено, вместо того, чтобы искать и ловить преступников, отправляет своих сотрудников в издательство «АСТ» для проведения разъяснительной беседы: а что это у вас за гадость такая в оранжевых обложках? Популяризацией наркотиков в Богом хранимом обществе занимаетесь? А может еще и продаете? Крайне неприятный разговор вышел. Но стоит понимать, что любое издательство – это в первую очередь бизнес и никакие проблемы бизнесу не нужны. А тут еще в скором времени и президент поздравляет юбилеем, разумеется такое внимание со всех сторон, надо отрабатывать спецзаказами, а работу с серией необходимо прекратить.

В издательство вызвали Алекса и объяснили, что контракт с ним, во избежании последующих проблем, они прекращают. Вот только при разрыве контракта издательство получало от продажи заранее подготовленных книг уже 90%, а 100, при этом не компенсируя расходы Керви. Получилась своеобразная многоходовочка.

Часть изданных книг в серии «Альтернатива» попали в список запрещенных, и издательство аккуратно стало переодевать в оранжевую обложку весь тот шлак, права на который они имели, но который никак не продавался. Поначалу это давало определенные плоды, но читатели со временем раскусили обман и «оранжевая» серия стала ассоциироваться с чем-то низкопробным. Продажи упали почти до «0» и серию закрыли.

Что же касается самого Алекса Керви то он продолжил свое дело переводчика, а также побывал в психиатрической клинике в роли пациента. Продолжая дело Хантера Томпсона и используя стиль гонзо-журналистики, он написал своеобразный «Архипелаг ГУЛАГ» в мире психиатрии - роман "Палата -+", где рассказывает о том, как врачи сами сидят на препаратах, что положены пациентам, и описывает историю молодого человек выписывают из больницы вот уже 14 лет, зато у глав.врача есть дарственная на его квартиру.

Было интересно? Лучшей благодарностью будет всего лишь подписка на канал.

#альтернатива #книгидлямужчин #гонзожурналистика #издательство