Найти тему

Что такое баланс в World of Tanks? Основы на примерах.

Оглавление

Хотя проект давно перевалил за 10 лет — многие до сих пор не понимают даже основ игры. Почему Wargaming апает одних, но не трогает других? Почему какие-то танки ждут годами своего "законного" апа? Почему ВГ водит плохие танки и всё в таком духе.

World of Tanks, официальный арт
World of Tanks, официальный арт

В этой статье я постараюсь кратко рассказать о некоторых основах глобального баланса на реальных примерах.

Основа баланса

  1. Нужно для себя понять и принять, что понятие глобального баланса у вас, у вашего соседа и самого Wargaming'а могут кардинально отличаться.
  2. Так как это всё ещё бизнес, то маркетинговые действия имеют место быть. Не одним балансом едины.

Глобальный баланс танков для World of Tanks — это относительная суммарная полезность оных на всех пластах игроков.

Проще говоря, все танки в этой игре сравниваются со всеми. В глобальном плане. Так сильно углубляться не будем, но возьмём упрощенную глобальную основу — все танки внутри одного уровня совершенно точно балансятся относительно друг друга.

Именно отсюда уже следуют некоторые глобальные ошибки игроков.

Танк как бы смотрит на таких игроков с укором...
Танк как бы смотрит на таких игроков с укором...

Ошибка №1

Игроки часто думают, что баланс относится лишь к танкам внутри одного класса. Но это не так, потому что ярлыки — всего лишь слова. У нас есть лёгкий танк АМХ-40 и тяжёлый танк AMX 50 B. Примеров может быть крайне много, но суть предельно ясна.

С вводом ролей это всё ещё сильнее усложнило понимание игроков. Кто-то продолжает сравнивать уже не только внутри класса, но и внутри роли. Определённо, это можно делать для локальных целей, но о глобальном балансе забывать априори нельзя. Это базис и главное для игры, для самого ВГ.

Всегда говорил крайне простую сакральную истину:

Танк может быть худшим в классе и своей роли, но лучше доброй половины других танков на том же уровне.

Это и есть глобальный баланс, о котором многие не задумываются, когда вайнят на те или иные машинки без сравнения всех со всеми.

Ошибка №2

Игроки часто думают, что скилл имеет какое-то крайне прямое отношение к глобальному балансу. Точнее даже не так. Хороший скилл — имеет прямое отношение к глобальному балансу. То бишь, если какой-то танк отлично играется в руках папок, то он априори имба, а следовательно и в глобальном балансе такой. И наоборот.

К сожалению, это далеко не всегда так. Сам факт, что кто-то там играет на чём-то лучше или хуже не имеет никакого смысла. Учитывается в первую очередь глобальная сумма.

В старую бытность, когда многие имбы уже нерфили нещадно, ту же Т67 (Т49) не трогали (американскую ПТ 5 уровня), в том числе по маркетинговым целям, в отличии от старшего брата. При этом якобы кактусную ветку британских АТшек нерфанули почти всю, включая собрата на 5 уровне — АТ 2. Кто следил за глобальной статистикой — для тех не было секретом, что она очень сильно гнула в руках совсем красных игроков (спасибо лютой броне). Казалось бы — а что тут такого, зачем? Они же не могли повлиять на бой, как папки на имбо Т67, которые в одного разваливали пол вражеской тимы. Но глобальный баланс про другое, как мы разобрали в Основе. Особенно учитывая кривую скилла, где зелёных+ по версии WN8 официально менее 5%. В противовес, тех же сильно красных в разы больше.

Ошибка №3

Игроки зацикливаются на ТТХ танков. И возводят их в абсолют уже после выхода в релиз. Например, если выходит очередной тяжёлый танк, как тот же Strv K, люди не могут отпустить от себя, что броня — это всего лишь броня, а для баланса важна сумма всего, пусть и натанкованного тоже. Многие до сих пор пишут, что это слабый тяжелый танк, так как нет брони, поэтому его надо апать. Что ж тут поделать. Эта ошибка часто сочетается в купе с Первой.

На деле же, игре без разницы на ТТХ сами по себе, они важны лишь на стадии проектирования и изначальной балансировки. Можно сделать танк, который даже с респа не уедет, но будет в балансе. Или танк, который будет вообще без орудия. И все равно будет в балансе за счет суммы полученных статистических данных. Ибо при проектировании ВГ добавит такому танку, например, ультимативный свет, лютую динамику с броней и возможность таранить врагов на больших числа.

А зная специфику скилла этой игры, вполне можно забрать даже пушку, дав более плохую, но добавить тех же Хит Поинтов. И статистика поползет вверх по ЦА, пусть и просядет у отличных игроков (но выборки будут уже не соразмерные, кому станет лучше, а кому хуже). Так было, например, с ИСУ в своё время. Все это — глобальный баланс. Но кто-то не сможет выйти за рамки изменённых ТТХ и не примет эти изменения, даже если лично он сам станет набивать на нём ещё больше. Так бывает, видел много раз.

World of Tanks, официальный арт
World of Tanks, официальный арт

Глобальный игровой баланс танков на ярких примерах

Нет особого смысла придумывать себе крайне уникальные определения баланса, искать границы оного, чтобы подписать кого-то в кактусы, например. Это уже чисто локальные действия для развлечения.

На деле же, первое, что нужно сделать — это просто посмотреть на действия Wargaming'а. Ведь это их игра и это их баланс. К сожалению, многочасовые лекции Муразора прямиком с Кипра канули в лету, но он чуть ли не первым приоткрыл тайны того, как ВГ балансит те или иные танки. И что конкретно Wargaming считает балансом.

При этом стоит понять, что баланс — это точно не абсолютные цифры, это своего рода коридоры (диапазоны) суммарных статистических данных. То есть, в игре есть много тех же имб. Из пары Škoda T 56 и Rheinmetall Skorpion G всем предельно ясно, что чех сильнее. Но означает ли это, что немец не имба? Как показывает статистика — вовсе нет. Просто это две кардинально противоположные точки одного диапазона. Все это понятно, если внимательно следить за действиями ВГ.

Что такое сбалансированность по понятиям Wargaming'а? Это тот уровень, до которого надо апать все танки. Ниже этого уровня — кактусы и такие танки требуют апа. В том году ВГ апнул десятки премиум танков VIII уровня. Можете оценить те апы. Это тот уровень, что ВГ официально считает сбалансированным. Своими действиями, как свершившиеся факты. Ему даже говорить и писать об этом не надо. Он так поступает всегда, если дело касается баланса плохих танков.

Всё, что выше этого уровня — сбалансированные танки и имбы. Последних я делю еще на предимбы и имбы, исходя из действий ВГ. Все-таки, имбы Wargaming бесплатно или почти бесплатно старается не раздавать, за исключением Марафонов, а вот предимбы может запихать не только в Трейд-ин, но и в тот же Боновый магазин.

А теперь вспомним, например, тройку новых премиум танков, которые ВГ добавил в Большие коробки или же первый премиумный танк IX уровня — Strv K. Судя по отзывам, они мало кому зашли, многие требовали и требуют апов. Но вспоминаем, что такое баланс по версии ВГ и смотрим на тот же уровень сбалансированности VIII лвла, что они обновили совсем недавно. Можно даже сильно не запариваться с подробным анализом, в данном случае для грубой оценки хватит прямого сравнения данных по 3 отметкам. Вспоминаем, что все танки, которые выше апнутых в 2021 году — как минимум сбалансированные по официальной версии игры. Видите тот же премиум танк M-IV-Y ниже всех тех, что апнули в том году? И я не вижу. То есть, никаких апов там не будет, потому что они для игры не нужны. Разве что точечные из-за маркетинговых целей.

А вводить танки могут разные. От лютых кактусов (которые совершенно точно апнут как минимум до сбалансированности) до лютых имб (по маркетинговым целям). Wargaming не обязан вводить все новые премиумные танки на уровне той же Шкоды.

Официальный логотип WG
Официальный логотип WG

Выводы

Wargaming, как я вижу по глобальной статистике, последние лет 5 занимался в первую очередь сокращением разницы между лучшими и худшими танками на уровне. Отсюда и многочисленные апы плохих машинок, и убирание из игры или нерфы тотальных имб. И, действительно, это сильно помогло. На фоне старых имб и старого баланса, даже новая Škoda T 56 смотрится лишь блеклой фигурой чем она бы могла стать в прошлом, например, в середине 10-х.

Самое сложное во всём этом — понять точку зрения самого Wargaming'а. Ведь они единственные, кто знают свою игру лучше любых игроков, потому что у них есть все данные по всем игрокам, как по 40% Васям, так и по условным Страйкам. И они для них чаще всего одинаково важны. А нынешняя принятая система баланса учитывает все эти нюансы.

Ещё сложнее не понять, а принять всё это. Нам кажется, что мы лучше знаем игру, что мы точно сделали бы всё лучше. Для себя — вполне возможно. Ну, а как миллионы других игроков с кардинально разным скиллом, которые по разному играют на разных танках?

Понимаете, что такое баланс для Варгейминга? А что значит баланс именно для вас?

Каждый может высказать своё мнение в комментариях. Мнение автора может не совпадать с вашим. И это нормально. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать позитивные игровые нотки. Будем получать удовольствие от World of Tanks вместе!

#компьютерные игры #танки #world of tanks #wot #wargaming #worldoftanks #онлайн игра