Найти в Дзене
ИНТЕРСЕТ

Чуфут-Кале. Часть 2. "Пещерный город"

Ознакомившись с "классической" историей древнего города-крепости Чуфут-Кале мы приступаем к знакомству с его памятниками археологии, которые сегодня может созерцать каждый из туристов, посетивших это уникальное место на Крымском полуострове.
Поскольку площадь заповедного места велика и на ней находится достаточно много различных памятников старины, то мы разделим всю территорию на две условных зоны:
"пещерный город" (комплекс пещер, расположенных у Южных ворот (южный склон плато Бурунчак) и "новый город" - сооружения, расположенные в пределах современной крепости на вершине плато.

"Пещерный город" - это более древняя часть комплекса Чуфут-Кале и именно к ней и относится фраза

"основан в весьма отдаленные и темные времена для истории Крыма..."

"Пещерный город" Чуфут-Кале
"Пещерный город" Чуфут-Кале

Как мы уже упоминали в предыдущей части нашего рассказа, о Чуфут-Кале мир впервые узнал в XIII в. после посещения этих мест фламандским монахом Рубруком. Позднее, в XVII в., турецкий путешественник Эвлия Челеби уже более подробно исследовал (осмотрел) эти места и все увиденное изложил в своей "Книге путешествий". Как в первом, так и во втором случае перед "исследователями" предстала следующая картина (относительно "пещерного города"):

пещеры были заселены беднейшими жителями города и в некоторых из них были обустроены различные ремесленные мастерские.

При этом следует напомнить, что в те времена сам город являлся гетто для немусульманского населения. После того, как Крым был присоединен к России (1783 г.) дискриминация по религиозному признаку была отменена и жители Чуфут-Кале стали массово покидать это место. Вскоре город совсем опустел. Конечно же, пещеры были брошены в первую очередь и про них забыли на долгие годы (в дальнейшем ученых интересовало только то, что располагалось на плато - Новый город).

"Пещерный город" Чуфут-Кале (конец XIX в.)
"Пещерный город" Чуфут-Кале (конец XIX в.)

Только в 1888 г. впервые на пещерный комплекс обратил внимание директор Симферопольской гимназии А.Н. Попов, который организовал в Чуфут-Кале экскурсию своих учеников. В ходе нее он более детально осмотрел ряд пещер

"направо по входе в ворота, при разделении дорог, были осмотрены остатки пещерной церкви, по указанию сторожа и по его словам, здесь была живопись, возле церкви усыпальница, из больших пещер некоторые окружены выдолбленными возвышенностями, может быть тоже усыпальницы. В церкви алтарная часть полукруглая, в тех местах обратил внимание гул пустоты..."

Это были первые попытки поиска древнего христианского пещерного культового комплекса на территории Чуфут-Кале. Однако, сведения А.Н. Попова были поставлены под сомнение и все вернулось на круги своя: пещеры были в очередной раз официально объявлены жилыми помещениями.

-4

В дальнейшем (в 1929 г., 1952 и в 1964 г.) продолжались попытки поиска культового комплекса на территории Чуфут-Кале, правда переместились они в Новый город, и только в конце 70-х годов прошлого века экспедиция под руководством М.Я. Чореф в ходе тщательного обследования ряда пещер обнаружила в них наличие отдельных архитектурных элементов, свойственным пещерным храмам.

Примечание: проблемы заключались в том, что за долгие годы своего существования пещеры неоднократно перестраивались под конкретные нужды их нового хозяина (т.к. скальная порода в этом месте, несмотря на прочность, достаточно легко обрабатывается).

Относительно полномасштабные исследования пещерного комплекса Чуфут-Кале были осуществлены уже в наши дни. В ходе этих работ (осуществлялись последователями М.Я. Чореф) в пещерном комплексе, находящемся восточнее Южных ворот были выявлены часовня, кельи, агиасма, костница.

Пещеры, в которых были выявлены вышеуказанные культовые объекты
Пещеры, в которых были выявлены вышеуказанные культовые объекты

У Южных ворот (с внутренней стороны) в месте именуемом "каменный мешок"

"Каменный мешок"
"Каменный мешок"

специалисты идентифицировали ряд скальных помещений как пещерные церкви.

Также, в пещерах под караимскими кенассами (молитвенный дом) Нового города

Кенассы Нового города
Кенассы Нового города

были выявлены следы древней часовни.

При этом ни военных, ни гражданских раннесредневековых объектов на территории "пещерного города" обнаружено не было.

В результате ученые пришли к выводу, что "пещерный город" - это древний пещерный монастырь.

Помимо масштабного обследования пещер большое внимание специалисты уделили и вопросу первоначальных границ исторического объекта. Если повнимательнее присмотреться к пещерному комплексу у Южных ворот, то видно,

Пещерный комплекс Чуфут-Кале
Пещерный комплекс Чуфут-Кале

что ряд пещер располагается внутри границ современной крепости, а другие - снаружи. Причем возле некоторых "наружных" пещер до сих пор просматриваются следы вырубленных в скале древних лестниц, ведущих наверх (на плато). Также и знаменитый осадный колодец

Осадный колодец
Осадный колодец

(где был обнаружен самый крупный клад монет на Крымском полуострове) находится за пределами крепостной стены (в далекие древние времена вода в Крыму скорее всего также была в дефиците). Все вышеизложенное убедило ученых в том, что в древности существовала "Средняя оборонительная стена", прикрывавшая собой и колодец и пещеры нижнего яруса, т.е. весь монастырский комплекс (по одной из версий после сильного землетрясения родник, питающий колодец, был уничтожен и тогда крепостная стена была перенесена наверх)

Относительно даты основания монастыря - у ученых имеются предположения, что ряд его культовых сооружений могли быть высечены в скале и до начала гонений на иконопочитателей (т.е. до VIII в.).

Что же касается времени существования обители, то обнаруженные здесь артефакты в виде финно-угорской подвески (бытовавшая в среде восточных славян)

Амулет, найденный у Южных ворот Чуфут-Кале
Амулет, найденный у Южных ворот Чуфут-Кале

позволили сделать вывод о том, что монастырь посещали паломники и в X-XII вв. (пока что более поздних артефактов в районе пещер не обнаружено). Скорее всего обитель была уничтожена половцами, и уже в период Золотой Орды плато Бурунчак стало вновь обитаемо...

Чтобы не пропустить продолжение рассказа о Чуфут-Кале (об археологических памятниках Нового города) - подписывайтесь на наш канал.

Источники информации:

1. Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. М.Я. Чореф, К.С. Чореф, М.М. Чореф "Пещерный монастырь у Южных ворот Чуфут-Кале", 2016 г.