Конец января 2022 года ознаменовался сразу двумя трагическими смертями деятелей искусства. Вслед за Леонидом Куравлевым умер известный советский режиссер и сценарист Виктор Мережко.
Новости об уходе 84-летнего артиста 30 января подтвердили в Союзе кинематографистов. Причина неожиданной смерти Мережко не разглашаются.
Виктор Иванович родился 28 июля 1937 года на хуторе Ольгинфельд, Ростовской области. Родное село в переводе с немецкого означает «Ольгино поле». Свое название оно получило в честь одной из дочерей бывшего владельца — помещика Энгельгарда. Родители В.И. Мережко были сельскими служащими. Отец работал заведующим сепараторным пунктом по перегонке молока. Детей в семье было четверо — трое сыновей и одна дочь. В силу особенностей не только работы отца, но и его личного характера семье неоднократно приходилось менять место жительства — Ростовская область, Ставрополье, Краснодарский край. Жили чрезвычайно бедно, находились на грани вымирания от голода, и в 1952 году по письму сестры матери двинулись на Украину, где жизнь в то время была и сытнее, и спокойнее. Село, в которое переехали Мережко, находилось под городом Черкассы и называлось Русская Поляна. Дети пошли в украинскую школу, с трудом, но выучили украинский язык, успешно окончили десятилетку и подались кто куда.
Средний сын — Виктор — в 1956 году уехал во Львов поступать в институт. Он поступил на технологический факультет Украинского полиграфического института.
Окончив институт, В.И. Мережко настоял на распределении в родную Ростовскую область, в издательство «Молот». Работал инженером-технологом, хотя уже тогда все его мысли были о кино. В свободное время писал простые, порой элементарные сценарные истории, прошел по конкурсу в городскую любительскую киностудию и стал там весьма заметной (на уровне кинолюбителей) фигурой как сценарист. Мечтал о ВГИКе, о сценарном факультете. Писателем себя совершенно не чувствовал, зато понимал, что у него есть чутье на сценарное ремесло.
Проработав два года в издательстве, в 1963 году послал свои работы на конкурс в Москву. Приемной комиссией они были отклонены, поскольку выпускнику вуза необходимо было отработать обязательные 3 года. Виктору Мережко пришлось «пахать» на полиграфической ниве ещё год. В 1964 году он снова направил письмо во ВГИК. На этот раз документы приняли и Виктора зачислили на первый курс, в мастерскую, которую набрал Алексей Спешнев.
Через 2 года Спешнев стал снимать собственное кино и времени студентам уделял все меньше. Курс попросил кафедру заменить мастера, и мастерскую возглавил старейший педагог и редактор — профессор Илья Вайсфельд. Он привел студентов к защите и фактически стал «крестным отцом» Виктора Мережко в кино. С его подачи уже на 2-м курсе института у Мережко взяли короткометражный сценарий на «Мосфильм», что для ВГИКа было делом нечастым, по которому на крупнейшей студии страны был снят художественный фильм «Зареченские женихи».
Ещё студентом Мережко женился. Привёз в Москву молодую жену Тамару, и она разделяла небогатую, зато весёлую жизнь молодого кинодраматурга. После окончания ВГИКа жизнь повернулась к нему спиной. Три года Мережко пытался пробиться на студии, но везде получал отказ — три года без работы, без московской прописки, без денег и перспективы. Помогли тогда Вайсфельд и драматург Брагинский: Мережко получил заказ на студии «Ленфильм». По его сценарию через год там был снят фильм «Здравствуй и прощай», который был замечен взыскательной критикой.
С тех пор фильмы по сценариям В.И. Мережко снимались один за другим: «Трясина», «Родня», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Прости», «Полёты во сне и наяву», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Уходя – уходи». За кинокартину «Полёты во сне и наяву» в 1980 году В.И. Мережко был удостоен Государственной премии СССР.
Виктор Мережко многие годы является секретарем Союзов кинематографистов России и Москвы. Он — член Союза писателей России, председатель правления Дома кино. Вместе с Юлием Гусманом основал Киноакадемию «НИКА» и стал ее президентом.
Источник: https://mosgupritual.ru/news/umer-rezhisser-i-akter-viktor-merezhko/