«...Я обязуюсь перед богом служить честно Гитлеру, обязуюсь честно выполнять приказы немецкого командования...»
Присяга солдат Туркестанского легиона
Когда наш человек слышит слово «партизаны», то автоматически вспоминает белорусские болота и суровых мужиков в телогрейках и с ППШ. Или, в крайнем случае, импозантного украинского батьку Сидора Ковпака, который тем же самым занимался в лесах своей родной Сумской области и даже совершал рейды на Западную Украину. А вот казахи с партизанским движением как-то не вяжутся.
И это ошибка – в его рядах был полный интернационал. Туда попадали не только не успевшие эвакуироваться местные жители, но и солдаты РККА, сумевшие выбраться из котлов, отставшие от своих, бежавшие из плена. Поскольку в Красной Армии служили все народы огромного СССР, среди партизан можно было встретить славян, горцев Северного Кавказа, жителей Крайнего Севера, ребят из среднеазиатских республик, да и кого угодно.
Но наш рассказ будет о двух казахских парнях.
Первоначально командование Третьего рейха намеревалось разгромить Советский Союз собственными силами, на чужой территории и малой крoвью. Тем не менее, когда война приобрела затяжной характер, германские отцы-командиры решили сделать ставку на коллаборационистов. Тем более, что военнопленные уже достаточное время находились в суровых германских лагерях, чтобы пересмотреть свои цели в жизни.
Так началось формирование РОА и национальных легионов вермахта. Сначала их пытались использовать против своих же соотечественников, но после случаев массового дезертирства решили отправить подальше в тыл. Командование надеялось, что на чужой земле у них не будет иного выбора, кроме как держаться своих покровителей.
Но это было не так – выбор есть всегда. Казахи Исан Турсынов и Арысбай Мокош считали, что лучше уйти свободным, чем жить на коленях. В 1944-м году они покинули Туркестанский легион и подались в итальянские партизаны. Они сражались в северном итальянском регионе Эмилия-Романья в окрестностях города Пьяченца.
Вообще, партизанское движение в Италии было сильнейшим среди западных стран. Именно вооруженные жители на закате войны освобождали многие северные итальянские города и деревни. Подлинную их численность сложно установить, но это были десятки тысяч. Из них 6,5 тысяч советских граждан. Из них – около 200 человек казахов. Памятники этим героям и места, где они упокоились, можно найти на севере Италии повсеместно, а особенно – в Турине и Триесте.
Исан Турсынов и Арысбай Мокош стали известны благодаря фотографии, которая была сделана в конце 1944-го года. Помимо двух казахских героев, на нем присутствует их командир. Это двадцатитрехлетний Лино Вескови, начальник 9-го отряда дивизии Пьяченцы. Снимок сделан как раз в этом городе.
Казахи одеты в немецкую военную форму, с которой сняли характерные немецкие знаки отличия, заменив их эмблемами партизанского движения. Оружие у них тоже трофейное, а сами ребята окутаны пулеметными лентами, как матросы во времена Гражданской войны. Красивые восточные лица резко контрастируют с местом и обстоятельствами, где было сделано это фото.
К сожалению, их командир-итальянец пал в бою за освобождение мелкой деревушки за месяц до того, как немцы капитулировали в Италии. Но нам известно, что советские граждане сумели выжить и вернуться домой. У нас отсутствует какая либо информация, в каком качестве они были приняты в СССР – как предатели или герои. Но их коллега азербайджанец Мамед Багиров, который тоже партизанил в Италии, сумел добраться на родину окружным путем, в дальнейшем служил в армии и едва не поучаствовал в войне против Японии. Никаких проблем с советским законом он не имел.