«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.» (2-е Кор. 3: 17).
Всякое благо исходит от Бога. Господь – есть свет, любовь. Господь подаёт и духовные дары, и земные блага Своему творению: людям, животным, растениям. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1: 17). «Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении. Отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.» (Псалом 144: 15-16). И свобода – это тоже дар Божий. Господь наделил Своё творение – человека свободной волей. Свобода в наших поступках, словах, мыслях, чувствах – это тоже дар Божий. Человек может сам решать, куда ему пойти, где работать, что делать; выбирает интересы, может заниматься тем, что ему интересно. Лишение свободы является наказанием за преступления, когда заключённый находится в закрытом пространстве и лишён свободы действий. Наверное, человек не до конца понимает, какой это дар, и воспринимает это, как нечто обыденное, как кстати и здоровье. И, бывает, только лишившись свободы, можно это понять. Так вот, Господь дал нам свободу, как прекрасный дар, который нужно ценить. В аду свободы нет, так как ад – это место без Бога и Его благ: любви, свободы, радости и других. Заповеди Божии лишь указывают путь на небо, путь любви и добра. А человек свободен выбирать этот путь или другой. Господь уважает свободный выбор человека и не нарушает, так как это Его установление, и как уже говорилось, свобода – дар Божий, а от Бога всякое благо.
Господь хочет дать человеку истинную свободу от страстей. Сатана же, напротив, старается поработить человека, насильно сделать рабом греха, влезая в умы и сердца людей, чтобы увлечь в темницу, в ад. «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» (Ин. 8: 34-36). Поэтому Господь говорит в Евангелие о том, чтобы примириться с соперником ещё на пути, то есть в этой жизни, под соперником подразумевается совесть; освободиться от рабства греха, а иначе человека после перехода в вечность может ждать темница. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.» (Мф. 5: 25-26). Господь дал людям свои заповеди, предложил им выбор. «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.» (Втор. 30: 19-20). Отступая от Бога и Его заповедей, человек попадает во власть тьмы, где демоны могут поработить его себе, греху, страстям, чтобы здесь на земле причинить страдания и после перехода в вечность низвести душу во ад. Сатана и духи злобы поднебесной, стараются насильно влезть в умы и сердца людей, тогда как Господь этого делать не будет, не будет насильно навязываться человеку, Христос говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною.» (Откр. 3: 20). И в другом месте Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.» (Ин. 10: 1-5). Овцы добровольно слушают голос своего Пастыря – Христа. Блажен тот, кто выбрал жизнь, выбрал поучение в слове Божием и следование этому слову. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь.» (Псалом 1: 1-2). Свобода же делать грех, - это лишь мнимая свобода, которая порабощает человека греху и может лишить его свободы в вечности. Сатана, будучи лжецом, внушает людям делать грехи, чтобы поработить их себе, как и Адам с Евой в Эдемском саду, послушав сатану, подпали под его власть. «Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи.» (Ин. 8: 44).
Каждый христианин призван к тому, чтобы уподобиться Христу, приобрести Его образ, чтобы наследовать Царство Небесное. «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.» (Откр. 21: 7). Поэтому хорошо, когда человек даёт свободу ближним в отношениях, как и Господь даёт нам свободу. Причём нам следует осознавать и уважать свободную волю ближнего, не только на деле, но и в наших умах, мыслях, чувствах, то есть не заставлять делать что-либо, чтобы угодить нам, чтобы потешить наше самолюбие, и осознавать это в уме, что он нам ничего не должен, чтобы не злиться и не злословить его даже в мыслях, если он что делает не по-нашему. И это тоже проявление милосердия к ближнему. Когда мы человеку говорим неправду, вводим его в заблуждение, желая манипулировать им и подвести его действия к тому, что выгодно нам, а не ему, то это тоже своего рода ограничение его свободы. А всё это делается из эгоизма. А бывает так, что мы ждём, что человек поступит с нами так-то и так-то, сделает то-то и то-то, а он делает по-другому, и мы обижаемся. Всё это исходит из эгоизма и гордости. А ведь следует понимать, что каждый человек свободен, также, как и мы, и ничего нам не должен, тогда и обид не будет, от которых страдаем и мы, и другие люди. Ведь нам не нравится, когда кто-то ограничивает нашу свободу. Осознание свободы других поможет не ожидать ничего от людей и не обижаться на них, если они поступают не так, как нам того хотелось бы. Христос, будучи Единородным Сыном Божиим, позволил распять Себя на кресте добровольно, потому что хотел спасти нас от ада, хотя вполне мог и не делать этого. «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26: 52-54). И в другом месте Господь говорит: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.» (Ин. 10: 17-18).
Грубой формой нарушения свободной воли других, когда человек не уподобляется Христу и даёт свободу действий ближним, но уподобляется сатане и демонам, является приворот, например, или порча, когда человек из эгоизма и гордости, не желает мириться с обстоятельствами, а желает поработить волю другого и его жизнь себе. Его жизнь могла бы пойти совсем не так, а тот, кто обращается к магии, старается её изменить, обращаясь к тёмным силам, поэтому это очень большой грех. Да и ещё и тот, кто желает приворожить другого, связывается с духами злобы поднебесной, становясь их рабом, сам лишаясь свободы и в этой жизни и в вечности, если не покается при жизни.
Исходя из вышенаписанного, следует уважать свободу других людей и их свободный выбор, так и обид, и непониманий будет меньше. В этом тоже проявляется любовь к ближним и наше смирение, без которых не войти в Царство Небесное.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин. 13: 34-35).
«Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.» (2-е Кор. 3: 18).