Впервые опубликовали статью в блоге «Сделаем».
Привет-привет! Нам в агентстве постоянно нужны классные авторы, поэтому однажды мы задумались: а почему бы не обучать их самим? Мы пробовали разные варианты и поняли, что лучше всего работает практический формат: авторы не тратят время на изучение теории, а сразу получают боевые задачи и обратную связь от редакторов.
Мы уже провели пять потоков «Стажировки» и недавно завершили набор на шестой. В этом году мы хотим набирать стажеров постоянно, поэтому решили рассказать, как у нас все устроено.
Это краткое содержание одного из стримов, которые мы регулярно проводим на нашем ютуб-канале. Подписывайтесь, жмите на колокольчик, и вам придет уведомление о следующей трансляции.
Как мы отбираем стажеров
У нас нет никаких ограничений для стажеров. Неважно, 18 вам лет или больше 50, живете вы по московскому времени или вообще в другой стране. Например, на прошлом потоке у нас был стажер из Чили — и никаких проблем не было.
Единственное, что важно — это опыт автора. Мы ждем, что вы уже знаете, как писать тексты, как работать с заголовками, что такое лид-абзац и многие другие базовые штуки. На «Стажировке» вам будет просто некогда с этим разбираться, потому что на каждое задание мы даем неделю.
Какие навыки будут полезны
Базовое понимание хорошего текста. Если вы прочитали нашу бесплатную рассылку «Научим писать» или в принципе читали что-то по копирайтингу, скорее всего, вы знаете, каким должен быть хороший текст.
Наш бесплатный курс поможет вам понять, как мы работаем. Этого мы ждем от стажеров и от авторов, которым даем задачи. Подписывайтесь, в рассылке много всего полезного.
Умение разобраться в задаче. Это значит, что вы не просто получили ТЗ и пошли фигачить, а внимательно прошлись по каждому пункту, задали вопросы, проверили все ссылки и файлы.
Отсутствие страха перед клиентом или экспертом. Если фактуры из брифа не хватает, чаще всего нужно сходить к клиенту или эксперту за дополнительной информацией. Важно не бояться созвонов и уметь задавать правильные вопросы.
Спокойное отношение к правкам. Их будет много, поэтому важно уметь принимать их, обсуждать и нормально отрабатывать. А не обижаться на редактора, которому всё не понравилось.
На что смотрим в отклике
Отклик на «Стажировку» — это рассказ о себе, портфолио и тестовое задание. Когда мы разбираем отклики, мы смотрим сразу на всё. Но вот в таком порядке:
Тестовое задание. Люди могут приукрасить свой опыт или приложить ссылки на статьи, 80% которых написал редактор. Поэтому нам важно понять, каков человек на практике.
Портфолио. Мы просим показать три ваши лучшие работы. Идеально, если у вас есть ссылки на опубликованные тексты. Если их нет, оформите тексты в гугл-доках. Напоминаем, что круто подписывать ссылки на работы, а не подписывать — некруто.
В портфолио лучше добавлять примеры текстов, которые вы писали для компаний: статьи на сайт или в блог, посты в соцсети. А вот ссылки на личные блоги не подойдут: по ним невозможно понять уровень автора и определить, работал ли он с клиентскими проектами.
Даже если у вас в портфолио работы для выдуманных заказчиков или тексты с биржи, не бойтесь их присылать. Если вы круто сделаете тестовое, скорее всего, мы вас возьмем.
Если у вас есть целый сайт с примерами работ, мы не против, если помимо трех работ вы добавите ссылку на него.
Текст о себе. Умение презентовать себя — это важный навык для автора. Если вы можете разрекламировать себя, то сделаете это для чего угодно. Поэтому не думайте, что достаточно написать: «Привет, я Вася, хочу у вас учиться» — и приложить ссылку на тестовое.
Мы уже писали статью о том, как оформить портфолио и написать текст о себе. Она пригодится и для откликов на «Стажировку».
Как сделать крутое тестовое задание
Раньше у нас в тестовом было два текста: рекламная статья для Дзена и письмо для Билайна. Мы решили, что такое тестовое слишком объемное. К тому же мало кто умеет писать классные коммерческие статьи в Дзен, этому нужно учиться дополнительно.
В этот раз мы даем тестовое попроще — текст о компании, которая готовит старшеклассников к ЕГЭ. Времени на него уйдет меньше, а нам будет проще понять уровень автора.
Сразу скажем, что тестовое задание мы, скорее всего, будем менять. Но вот несколько фишек, которые помогут справиться с почти любой задачей.
Начните с комментария к задаче. Напишите, как вы ее поняли, что делали перед тем, как написать текст. Например, проанализировали сайт, почитали отзывы, узнали, что важно аудитории. Так будет легче проследить ход ваших мыслей.
Объясняйте свои действия и решения. В гугл-доках это просто: отметьте слово, фразу или картинку комментарием. Даже если изначально клиенту ваше решение не понравится, аргументация может его переубедить. Так мало кто делает, зато это дает кучу плюсов в карму.
На прошлом потоке автор засомневался в стоимости тарифа мобильной связи, потому что в ТЗ стояла одна цифра, а на сайте — другая. В тексте он использовал цифру с сайта и написал об этом комментарий.
Используйте иллюстрации: фото, скриншоты, схемы. Сейчас одного текста мало, длинные простыни почти никто не читает. Другое дело, если в статье будут картинки, которые ее дополнят.
Как проходит «Стажировка» и за что мы начисляем рейтинг
Стажировка длится восемь недель. За это время авторы выполнят восемь проектов — от ТЗ до финального результата. Домашнее задание для всех одинаковое, и в качестве домашки мы даем копии реальных задач от клиентов, над которыми работали наши авторы.
Мы даем новое задание в пятницу, и к следующей пятнице у стажера должен быть готовый текст. Это значит, что начинать работу нужно уже на выходных, чтобы в понедельник принести редактору тезисный план, а потом пройти несколько итераций правок.
Большинство стажеров параллельно работают, поэтому важно уметь распределять свое время — работа над домашкой занимает 2–3 часа в день. Иногда и больше, потому что наши редакторы не оставляют правки из серии «Все классно, поправь заголовок и убери запятую в последнем абзаце». В готовом документе комментариев может быть около сотни, особенно поначалу. Но редактор не оставляет стажера один на один с правками. Обязательно задавайте вопросы, чтобы в итоге получилось классно.
За задания мы начисляем баллы по четырем критериям:
- Общее впечатление от текста — легко ли его читать, как построены предложения, насколько текст логичный и связный, как автор составлял заголовки, не забыл ли про призыв к действию.
- Визуальная часть работы — есть ли в тексте иллюстрации или идеи для дизайнера, как сверстан документ, как стажер управляет вниманием читателя.
- Организованность — соблюдал ли стажер дедлайны, приносил ли вовремя тезисные планы, как отрабатывал правки и не допускал ли таких же в других задачах. А еще важно, чтобы ни редактору, ни куратору не надо было подгонять и тормошить автора.
- Внимание к ТЗ — задавал ли автор вопросы редактору, проверил ли ссылки в документах, учел ли аудиторию, посмотрел ли информацию о компании и продукте.
Есть еще бонус — за креативность. На прошлом потоке один из стажеров писал кейс для Авито и сделал классную обложку. Было похоже на те, что сами Авито используют у себя в блоге. Это сильно выделило работу среди остальных. Если не умеете работать в графических редакторах, можно придумать оригинальный призыв к действию или интерактив, если это уместно.
Где работают стажеры
После «Стажировки» можно пойти работать к нам — если вы сработаетесь с редактором и будете классно делать домашки, скорее всего, он подтянет вас на один из своих проектов. Начиная с шестого потока мы сделаем свой лендинг с выпускниками и будем давать ссылку тем клиентам, которых не можем вести сами.
А еще шестой поток мы проводим вместе с Яндекс.Дзеном, поэтому все наши выпускники попадут на лендинг выпускников Школы авторов рекламных текстов.
Мы не гарантируем, что сразу после «Стажировки» к вам в личку будут стучаться крупные компании с заказами. Но если вы умеете разбираться в задаче и классно пишете, скорее всего, без работы не останетесь.
Чем «Стажировка» отличается от других курсов
Одна сплошная практика. На многих курсах больше теории: ученики смотрят вебинары, делают тесты и всякое такое. Нам кажется, что в этом нет смысла, поэтому мы сразу даем писать. Ведь этому можно научиться только на практике.
А почерпнуть теорию можно из нашего платного курса «Научим писать». Стажерам мы даем доступ ко всем урокам, и на них можно опираться, когда делаете домашку.
Много обратной связи от редакторов. Ни в одном другом курсе мы не видели столько обратной связи. Причем комменты от редакторов не просто в духе «Херня, переделывай», а «Переделай, потому что надо вот так и так, смотри, вот ссылка, где про это почитать». И так до тех пор, пока текст не станет классным.
Можно стучаться редактору в личку, задавать вопросы. У нас на «Стажировке» редактор — это наставник, который дойдет с вами до конца.
Живой чат, где происходит много всего интересного. Стажеры автоматически попадают в чат курса «Научим писать». У нас там почти 1 000 человек, и все общаются о текстах, маркетинге и редактуре, там нет флуда и душнил. Авторы скидывают примеры своих работ на разбор, показывают портфолио, собирают обратную связь. Или приносят правки от клиентов, и мы вместе разбираемся, кто прав и как улучшить текст.
Что с оплатой и бесплатными местами
Раньше у нас на «Стажировке» было два бесплатных места, которые мы давали по результатам тестового. Но не всегда человек с классным тестовым в итоге оказывался лучшим. Так что бесплатные места мы заменили на гранты от Яндекс.Дзена — их получают стажеры, которые закончили обучение с самым высоким рейтингом. Трем лучшим вернут 100% стоимости, а семерым — 50%. Мы считаем, что так справедливее.
Если вы уже взяли кредит на «Стажировку», а вам вернули деньги, вы можете или погасить кредит, или купить что-то полезное, например велосипед.
Набор на шестой поток уже закончился, но в этом году мы будем проводить их регулярно. Переходите на лендос и подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить анонс следующего потока.
Не забывайте заглядывать к нам в блог: мы пишем полезные статьи, чтобы облегчить работу авторам и редакторам.
А еще мы регулярно стримим на Ютубе — подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующий эфир!